Художник и путешественник
Петр Викторович Рейхет
(10.11.1953 — 14.09.2013)
Художник Петр Рейхет и его скульптура “Заяц со шпагой” на празднике День Фехтовальщика 2007. Фото Е.Поливода |
Вернисаж выставки Петра Рейхета 2011 |
В ноябре 2013 в Петербургской Академии Художеств пройдет выставка «Два полюса Земли» акварелей и рисунков Петра Викторович Рейхета.
Выставка новых работ Петра Рейхета – событие одновременно радостное и горькое, потому что в последний раз мы видим новые работы художника.
Все произведения на экспозиции сделаны в путешествиях: земля Франца-Иосифа и остров Беннетта, серия работ, выполненных во время Российской Антарктической Экспедиции в 2010 -2011гг., последние акварели и рисунки, которые Пётр Викторович успел сделать в экспедиции «Ямал-Арктика 2013».
В Арктике и Антарктике не расставался Пётр Рейхет с карандашом, акварелью, сепией и пастелью, занимался живописью и рисунком, в самых труднодоступных местах, вплоть до дрейфующей станции «Северный полюс-22».
Мало кому доведётся воочию увидеть те пейзажи, где писал на пленэре Рейхет. Пётр эстетизирует пространство вокруг полюсов Земли, которые вообще-то могут служить метафорой холода, одиночества, потерянности, неумолимости. Хотя, в то же время, они – олицетворение высшей безупречности, несуетной красоты, естественного величия.
Акварельная живопись – одна из труднейших задач для художников – своенравная, неожиданная техника требует мгновенной реакции и точности жеста.
Пётр Рейхет с виртуозной лёгкостью пишет столь любимый им Север.
Утончённая неяркость колорита. Жемчужно – серый с голубым звучит как мелодия. Выверены ритмические аккорды. Речь от первого лица, на пределе выразительности: душевное стремление, нежность и любование этим прекрасным и жестоким Севером, который, в конце концов, отнял у него жизнь.
Пётр Рейхет – личность многогранная как в жизни, так и в творчестве. Вернувшись домой, отважный путешественник превращался в заботливого отца и мужа, хорошего друга и интересного собеседника, в усердного живописца, не отходящего от холста в уютной мастерской на Песочной набережной.
Имея прекрасное художественное образование, по рождению принадлежащий к творческой элите города, Пётр был трудолюбив и независим. Он один из немногих, кто мог в творчестве выходить из академической оболочки, не боялся шокировать «почтенную публику».
Рейхет с лёгкостью жонглировал стилями и жанрами в живописи. Как по странам и архипелагам, он путешествовал по временам и эпохам в своём творчестве: фантазии средневекового бестиария, социальная сатира, эротика, академический портрет, символизм. Заходил в самые непотребные для живописца уголки: вдруг начинал плющить железки и делать инсталляции.
Оглядываясь в прошлое, невольно улыбнёшься, вспомнив картину «Волосатый суп» и, ровно 20 лет назад, выставку «Борщ» в Союзе художников – «приготовление и употребление пищи в буквальном и переносном смысле».
Весёлой, как детская игра, была экспозиция в русле актуального искусства по мотивам сказок. Под потолком реял самолёт, обтянутый ковром, шапка-невидимка на прозрачной стеклянной голове. А Скатерть-самобранка на ресторанном столике – несвежая, облитая вином, отчаянно бранила художников – бездельников и насмешников.
Во времена цикла выставок «Последний кит» Рейхет выступал в костюме китобоя. Этот старинный наряд ему удивительно шёл.
По сути Пётр Рейхет и был тем китобоем, который ходил за неведомым образом – последним китом – среди жуткой плещущейся громадины океана, осознанно выходя на грань жизни. Он реально не хотел «от водки иль от простуд» – он искал испытаний и приключений.
«Мы все хотим побывать на Луне» – воют волки на картине Петра Рейхета – эта неизбывная тяга к недосягаемому, к новой мечте, которую знал художник.
Мало кто так колоритно, полнокровно, разнообразно и увлекательно проживёт свою жизнь как художник Пётр Викторович Рейхет.
Алина Тулякова (Алонсо)
Октябрь 2013
Добавить комментарий