КАТАЛОГ IV Биеннале “Фехтование в искусстве”
Живопись, скульптура, графика, фотография
и
Дни фехтовальной культуры 2015
в Центре искусства и музыки ЦГПБ им. В.В.Маяковского
Невский, 20
Каталог. Введение.
Автор-составитель А.Тулякова (Алонсо)
IVБиеннале «Фехтование в искусстве» и Дни Фехтовальной культуры 2015 празднично открылись первый понедельник апреля, 6 апреля 2015 года.
На этот год пришелся целый букет юбилеев и круглых дат:
- в первый понедельник апреля 390 лет назад Д’Артаньян начал свои приключения в Менге — это первые строки книги «Три мушкетера» Александра Дюма;
- 300 лет назад Петр I написал указ о введении «рапирной науки» в число учебных дисциплин в Морской академии, основанной в Петербурге в 1715 году;
- 10 лет назад в первый понедельник апреля родился «Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб»
- 5 лет назад в первый понедельник апреля впервые прошли Дни Фехтовальной культуры.
И только Биеннале «Фехтование в искусстве» – четвертая, проводится в Петербурге семь лет.
В петербургской культурной жизни фехтовальная культура объединяет практику фехтовального искусства, историю, культуру и изобразительное искусство. Прошло десять и в Комитете по культуре перестали отсылать «Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб» в Спорткомитет, а наоборот — вручили поздравление с юбилеем от имени председателя Комитета по культуре К.Э. Сухенко.
Главный подарок на день рождения СПб Фехтовальному Клубу сделали художники. В каждой работе на экспозиции «Фехтование в искусстве» присутствует холодное оружие — такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова. «Холодное оружие — это не формальный признак, а выразительная деталь. – отмечает она, – Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания».
По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города. Число участников биеннале «Фехтование в искусстве» увеличивается с каждым разом, но не в ущерб качеству.
Циклу выставок «Фехтование в искусстве» всегда присущи остроумие и неожиданность сюжетных трактовок, разнообразие творческих манер, осмысленность художественного языка. Многие произведения созданы специально для биеннале, иные – уже были у автора, которому близка тема холодного оружия.
Скульптор Альберт Чаркин (его скульптура «Русский воин») – неоднократный участник выставок «Фехтование в искусстве», считает: «Оружие наших предков «человечно» — люди выходят сражаться один на один, фехтовать на шпагах. Это благородное оружие, украшение каждого рыцаря. Не то, что современное оружие массового поражения».
Девиз СПб Фехтовального Клуба справедлив: «Жизнь коротка, искусство вечно» – некоторых художников уже нет, но их искусство продолжает общение с нами. Посетители увидят работы Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
УЧАСТНИКИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ IV Биеннале «Фехтование в искусстве»
Аксёнов Валерий «Смерть солдата лоялиста» Роберту Капа», 2009
Авторская желатин-серебряная печать. 50х60
Азамат Э.Чеслав «Изборск. Железный град», 2009
Б., фотография. 33х45
Апрасиди Мария «Святой Георгий Победоносец», 2015
Медь, дерево,ковка, вязка, сварка. 57х35х15
Астапов Сергей «Встреча с Тесеем» из цикла «Женщина-минотавр», 1989
Б., смешанная техника. 59х49
Архипецкий Сергей (10 августа 1958 — 19 августа 2013) «Разговор», 2011
Цифр. Печать. 25Х40
Собрание СПбФК
Баделина Светлана «В дозор», триптих, 2015
Х., м. 25х35, 25х35, 25х35
Бугаев Кирилл Из серии «Разделение», 2015
Ч/б фотография, авторская печать. 35х130
Бурков Евгений «Русич», 2009.
Бронза. 55х18х49
Вайнман Матвей «Амазонка», 2014
Бронза. 37х32х15
Васильева Ирина «От любви», 2015
Б., печать, перо. 70Х50
«Валгалла», 2011 Печать, см. техн. 40Х50
Собрание СПбФК
Гвин Джеймс Иллюстрация № 29 из книги Доменико Анджело «Школа фехтования», 1763, Лондон
Б., офорт, акв.роспись. 26,7х39,8
Собрание СПбФК
Дашевский Александр «Опекун», 2013
Картон,тушь, эмалевый маркер. 34Х14
Собрание СПбФК
Заславский Анатолий «Рита Иванова с китайским мечом», 2015
Х., м. 100х75
«Поза императора», 2015
Х., м. 90х70
Золотухин Владимир «Самурай», 1992
Тушь. 82х58
Избыткин Валерий «Битва крестоносцев с индейцами» – иллюстрация к повести “Дворовые рассказы”, 2012
Пудостский камень. 40Х35х6
Ильдюков Олег «Кукловодка», 2001
Х.,б.,м. 40х30
Ильина Вера «Кинжал», 2015
Каллиграфия стихотворение М.Ю.Лермонтова
Б., тушь, перо. 53х42
«Кинжал»,2015
Б., тушь,перо. 53х42
Казаков Борис «Фехтование», 2013
Липа, цв. пирографика. 10х8
Капустина Татьяна «Кэндо», 2010
См.техн. 55х36
Кирьянов Алексей «Смерть граната», 2015
Б., м. пастель. 50х70
Коган Алёна «Держать удар», 2015
Б., см.техн. 100х70
«Поединок окончен», диптих, 2015
Б., см.,техн. 60х80, 60х80
Колибаба Леонид «Единое пространство», 2015
Воск, дерево. 64х62х64
Котельников Олег «3D ‘Артаньян», 2015
Б., коллаж. 90х70
Крутихина Татьяна «Танец с саблями», 2012
Б., пастель. Диам. 56
Лапачугин Максим «Вольга Всеславьевич», 2015
Гипс тон., дерево 20,5х25.5х20
Люй Цзюнь Нань «Самурай», 2015
Пластик. 30Х20
Малушина Тамара «Фехтовальщик», 80-ые гг.
Бронза. 34Х13х10
«Лучница», 70-ые гг.
Бронза. 48Х24х12
«Борзая идущая», 1973
Бронза. 22Х7х27
«Борзая отдыхающая», 80-ые гг.
Бронза. 13Х14х20
«Вел.кн.Николай Николаевич», эскиз, 2013
Пластилин. 39х13х21
Мамонтова Евгения «Солдат всея России», 2015
Бронза, камень. 22х9х12
Миллер Кирилл «Против нашего», 2014
Х.,м. 110х80
Молев Артур «Егорий Победоносец», 2008
Х., м. 40х40
Молодковец Юрий Из проекта «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ», 2014
Цифровая печать, бумага Fine art. 85,5х64
Мосесова Альвина «Натюрморт со шпагой», 2015
Б., акв. 70х50
Муравьева Екатерина «Торт», 2015
Х.,акрил. 100х100
Муракаев Марат «Бой», 2014
Х., акрил. 60х100
Мхоян Эдуард «Стражники», 2011
Бронза, камень. 20,5х13х13
Некрасова Татьяна «Рыцарь печального образа», Дон Кихот, 2015
Папье-маше, см. техн. 40х38х18
«Рыцарь печального образа», Санчо Панса, 2015
Папье-маше, см. техн. 27х20х12
Новиков Тимур (24 сентября 1958— 23 мая 2002) «Железная маска», 1996
Гуммиарабиковая печать. 52Х36
Пичугин Павел «Архангел Михаил», 2014
Линогравюра. 57х42
Провоторов Дмитрий Из проекта «Письма из Поднебесной», 2010
Бромсеребряная фотография, авторская печать. 43Х58
«Битва с динозавром», 2011
Бромосеребряная фотография, авторская печать.6х19
Собрание СПбФК
Прокофьев Данила Из серии «Фехтование», 2015
Комп.графика, печать. 62х90
Рейхет Пётр (19 ноября 1953 — 14 сентября 2013) «Заяц Первый», 2000
Папье-маше, см.техн. 150х54х43
Савоярова Татьяна
«Hamlet», 2015
Х., м. 85х65
Свешников Сергей (12 октября1959 — 18 октября 2012) «Фехтовальные натюрморты», 2009
Цифр.печать. 27Х40
Собрание СПбФК
Семенова Елена «Битва октябрёнка с пионером», 2015
Х., м. 50х56
Смирнова Вера «Маска», 2009
Б., тушь. 50х30
Соколова Валентина «Похищение из сераля» (по мотивам картин В.Тихомирова), 2015
Х., м. 97х75
Сотников Иван «Холодное оружие. Вилка», 2015
Оргалит, акрил, кар. 40х85
Тихомиров Виктор «Схватка Д’Артаньяна и миледи де Винтер» (по М. Лелуару), 2015
Х., м. 62х86
Иллюстрации к «Трем мушкетерам» (по М. Лелуару), 2015
Б., кар. 21х30, 18х25, 18х25
Фатхуллина Антонина «За свободу!», 2015
Металл, дерево, латунь,сварка. 50х20х20см
Фёдоров Виталий «Фехтмейстер Руслан Каприлов», 2012
Б., фотография. 20Х29
Собрание СПбФК
Филиппов Сергей «Святой Себастьян», 2015
Оргалит, акрил. 84х42
Чаркин Альберт «Русский воин», 2002
Гипс тонир.52х19х21
Швецов Пётр «Холодное оружие», 2015
Х.,м. 40Х85
Швецов Лукас «Внимание, вылетает птичка», 2015
Картон, тушь. 50х70
Шевченко Павел «Александр Меншиков», 2010
Бронза. 40х10х14
Широков Андрей «Чистая победа», 2015
Гипс, пальмовое волокно. 64х40х20
Шинкарёв Владимир «Семь самураев», 2015
Х.,м. 50х60
«Ради чести», 2012
Х.,м. 70Х50
Собрание СПбФК
«Неравный бой», 2008
Х.,м. 46Х55
Собрание СПбФК
Из серии «Всемирная литература» – Кретьен де Труа «Персеваль», 1999
Х., м.110х76
Шульман Лия «Есть только миг», 2015
Коллаж, смешанная техника. 30х40
Эль-Сафади Виктор «Подвиг трёх королей», 2014
Б., ручка. 50х60
Дни Фехтовальной культуры 2015
13 апреля, понедельник, 19.00
Искусствоведы за Круглым столом. Беседа на экспозиции «Фехтование в искусстве» об искусстве, фехтовальной культуре и современности.
Выбор экспонатов от художественных критиков. В дискуссии участвуют художники и все желающие.
Вечер ведет искусствовед Ольга Кошкина.
Во вступительном обзоре О.Кошкина дала анализ экспозиции, отметив как достоинства, так и недостатки ( в частности, отсутствие в библиотеке им.Маяковского витрин для экспонирования мелкой пластики). В целом выставка понравилась. Очень точно Ольга Кошкина отметила сходство фехтования и техники акварели. Но, поскольку акварелей на экспозиции нет, особое внимание и восхищение вызвала каллиграфия в работах Веры Ильиной «Кинжал».
Художник Владимир Шинкарев, член Союза Художников России, идеолог митьковского движения, автор книги «Митки», поддержал тему, что акварель и каллиграфия наиболее адекватны фехтованию. «Роковая точность в иероглифах»,- подчеркнул он.
Маргарита Изотова – искусствовед, художник, член Союза художников России, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина, согласилась с красотой исполнения «Кинжала»но, направила беседу в другое русло, обратив внимание на взаимосвязь этики и эстетики. По ее мнению этическая составляющая должна доминировать, надо ставить вопрос: «Для чего берет человек это оружие?». Маргарита подчеркнула, что ей близка античная красота «Фехтовальщика» Тамары Малушиной: «Я устала от модернизма, от этих экспериментов. Чем больше я это вижу, тем больше мое сердце склоняется на вещи совершенные, гуманистические, где есть понимание добра и зла».
Алёна Коган, художник, член Союза Художников России, преподаватель СПбГУКИ,
рассказала о своих работах на выставке. Присутствующие смогли понять, насколько точно лист «Держать удар» отражает момент конной сшибки на рыцарском турнире.
Юлия Лаврушина, специалист по библиотечно-выставочной и досуговой деятельности Библиотека им. Н.В. Гоголя, известный «мушкетеровед». Это не первое посещение биеннале для нее, поэтому Юлия имела возможность констатировать, что в этом году выставка получилась лучше прежних. Оказалось, что друзья Юлии целенаправленно идут на выставку, всегда открывая что-то новое и ценное. Выставка разноплановая, разножанровая — есть что обсудить.
Михаил Шеремет — единственный профессионал по теме выставки, мастер спорта по фехтованию на рапире, фехтмейстер СПбФК по классическому фехтованию, подчеркнул суть фехтования — это единоборство. Искусство владения холодным оружием не предназначено для убийства – целью искусства фехтования является взаимодействие с целью переиграть партнера, победить его превосходством своего мстерства. При этом лично он, посвятив двадцать лет фехтованию, понимает, что заниматься можно постоянно и все время растешь и совершенствуешься.
Виктор Тихомиров, художник, член Союза Художников России, писатель, сценарист, кинорежиссёр, пришел под занавес и, конечно, получил особую похвалу от Юлии Лаврушиной за иллюстрации к книге «Три мушкетерам» А. Дюма.
Все играли в привычную игру: «что бы ты взял себе с этой выставки?»
Картины Шинкарева хвалили все, выбор многих пал на полотно «Ради чести».
Беседа никак не заканчивалась, продолжась за чайным столом. И, как отметила Ольга Кошкина, это хороший признак, когда кажется, что еще не все сказали, когда хочется еще обсуждать и делиться впечаилниями.
Только Алина Тулякова (Алонсо), искусствовед, журналист, член Союза художников России, инициатор, цикла выставок «Фехтование в искусстве», председатель СПбФК, ничего не говорила в этот вечер. Она только слушала и радовалась, что ее труды не напрасны.
14 апреля, вторник, 19.00
“Фехтование как искусство»
посвящается 300-летию преподавания «рапирой науки» в Петербурге.История холодного оружия и приемы его использования: от рогатины до штыка, от меча до рапиры. Реконструкция исторического фехтования. Фехтование классическое и спортивное. Особенности сценического фехтования. Лекция сопровождается демонстрацией реплик исторического оружия, показом приемов боевого и сценического фехтования, видеоматериалами.
Ведет вечер фехтмейстер Руслан Каприлов, руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост», мэтр исторического фехтования СПб Фехтовального Клуба.
В выступлениях принимают участие и др. фехтовальщики.
В 2015 году исполняется 300 летие преподавания «рапирной науки» как учебной дисциплины. Когда-то фехтование было обязательной частью хорошего образования. Фехтовали всю жизнь – для своего удовольствия, для поддержания физической формы. В наши дни фехтование без привязки к спорту — это такой же андеграунд, как в 80-х годах была рок-музыка по отношению к официальной эстраде. Историческое фехтование в Петербурге развивалось параллельно спорту, но вышло из среды спортсменов. Основоположником интереса к историческому оружию принято считать Николая Владимировича Чугунова (23.02.39 — 19.05.97). С 70-х годов XX века он вел фехтовальный кружок в Приморском районе. Чугунов основал студию исторического фехтования «Рипост». Руслан Каприлов, любимый ученик и преемник Чугунова, является одним из опытнейших фехтейстеров исторического фехтования в Петербурге.На лекции Каприлов начертил общую линию развития фехтования, акцентировав внимание на различии использования холодного оружия на поле боя, где ни о каком искусстве фехтования речь не идет, и в гражданской жизни.Вечер был построен в виде лекции с живыми иллюстрациями: фехтовальщики из клуба «Парад — Рипост» на разном виде оружия показывали приемы фехтования. Видеоряд включал уникальные кадры телевизионных передач с участием самого Николая Чугунова и его учеников, среди которых можно было узнать Руслана Каприлова и Сергея Мишенева. В обсуждении после лекции приняли участие все присутствующие.Вопросы, касающиеся спортивного фехтования, были переадресованы присутствующим в зале Сергею Алексеевичу Глязгеру и Алексею Леонидовичу Кротову, мастерам спорта СССР по фехтованию на рапирах. Есть мнение, что при современной ситуации в спортивном фехтовании советская школа фехтования на рапирах уже может считаться историческим наследием. Неуклонно растет интерес к классическому фехтованию как средству физического и нравственного совершенства, как вид культурного и развивающего досуга для свободного человека. Очевидно, что хранителями уникального знания классического фехтования являются спортсмены старших поколений. До введения электрофиксации в спортивном фехтовании обучение на рапире сохраняло исторические черты французской школы.Символом качества, силы и необычайного взлета отечественного спорта является олимпийская победа Виктора Ждановича. Впервые за всю историю российского спортивного фехтования ленинградский рапирист Виктор Жданович стал победителем в личном первенстве на XVII Олимпийских играх 1960 года в Риме. Это была непревзойденная по убедительности победа : Жданович выиграл все семь финальных боев. Таким образом, на лекции Руслана Каприлова соединились ветви фехтования — спортивного и исторического, которые базируются на классике.
15 апреля, среда, 19.00
«Перо и шпага» – поэтический вечер.
Холодное оружие в поэзии наших современников. Ожидается выступление поэтов: Екатерина Полянская, Евгений Мякишев, Арсен Мирзаев, Александр Гиневский, Дарья Суховей, Валерий Земских, Галина Илюхина и др.
Ведущий вечера поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
«Во всех культурах фехтование и поэзия имели нечто общее, – начал поэтический вечер Дмитрий Григорьев. – Ведь слово — тоже оружие. Например, в японской культуре в кодексе Бусидо указывалось, что настоящий самурай должен одинаково хорошо владеть как словом, так и мечом».
Мечом владеют как самураи, так и рыцари. И в Геттингенском кружке поэтов писали романтические стихи про рыцарей, про холодное оружие. Евгений Лукин начал поэтический вечере «Перо и шпага» переводами северогерманских поэтов. Причем громкое имя поэта всем нам знакомо по его прадеду – Мюнхгаузен.
Бёррис фон Мюнхгаузен
« Кинжал»
(отрывок)
……Я медленно шел через залу,
Мой шаг триумфально звучал.
И к верности, как к пьедесталу,
Я нес наш фамильный кинжал.
Его рукоятка светилась,
Клинок растекался огнем,
И надпись “Последняя милость”,
Как солнце, сияла на нем.……
( Перевел с немецкогоЕ.В. Лукин)
Среди присутствующих поэтов было больше, чем просто слушателей. Такой тип чтений Виктор Кривулин однажды назвал «поэт читает поэту». И надо сказать, что это большое удовольствие для редких слушателей.
Выступали поэты:
Евгений Лукин
Екатерина Полянкая
Алексей Кияница
Екатерина Бичун
Андрей Жуков
Лидия Чередеева
Вячеслав Крыжановский
Владимир Бауэр
Владимир Борискин
Михаил Усов
Александр Гиневский
Марат Иссенов
Андрей Копылов
Алла Зиневич
Феликс Лукницкий
Дмитрий Григорьев
Потом поэты посетили биеннале «Фехтование в искусстве». И настолько пришлись всем по душе Дни фехтовальной культуры, что договорились провести вечер «Перо и шпага» и в будущем году.
16 апреля, четверг, 19.00
«Герой со шпагой» – секреты сценического фехтования.
Алгоритм работы с холодным оружием. Безопасное убийство. Ловкость, знание этикета и немного обмана.
Показывают и рассказывает актер-режиссер Георгий Кобиашвили. Зрители принимают участие.
Вечер ведет педагог – режиссер Александра Берегулина.
Это теория:«Одновременно в театральных учебных заведениях Москвы и Ленинграда возникло новее направление фехтования—сценическое. Необходимость в нем ощущалась уже достаточно давно—пьес с историческим содержанием много, а актеров, умеющих фехтовать почти не было. Тем более фехтовать так, чтобы мастерски защитить себя и не ранить противника в экстремальных сценических условиях, когда бой является не главным предметом внимания—а только лишь одним из средств выразительности содержания, действия, актера.В Москве и Ленинграде появились две школы сценического фехтовния—обе направленные ни на поражение противника, а на безопасность и наибольшую выразительность. Создателем ленинградской школы стал Иван Эдмундович Кох, он же разработал большую часть курса современного сценического движения, преподаваемого в Петербурге в настоящее время.Обе школы сценического фехтования Ленинграда и Москвы, несмотря на схожесть общего понимания приемов и задач, имеют отличия. Ленинградцы делают укол туда, куда целятся, но не докалывают 2-3 сантиметра—отрабатывают прием до полной точности, и успевают своевременно останавливать руку в колющей атаке. Москвичи смещают укол—т.е. показ укола и укол совпадают только по зоне атаки, но сам укол проходит мимо тела, что вполне возможно в условиях боя на сцене, но уступает ленинградской школе в киносъемке—где планы могут быть сняты крупно, а подобная техника отчасти лишает правдоподобия».
А на практике, на вечере, Александра Берегулина, рыжеволосая красавица и ее обаятельный партнер Георгий Кобиашвили разыграли такие сценки, что из них впору делать комедийную пьесу: «Учебник по сценическому фехтованию с комментариями».
17 апреля, пятница, 19.00
Придворные итальянские танцы XV века. Путешествие во времени».
Ансамбль танцев кватроченто «Stella», приглашает зрителей совершить путешествие во времени и перенестись в середину XV века, в Италию.
Руководитель ансамбля “Stella” Милена-София Тыренко
Вы увидите танцы, которые исполнялись более пятисот лет назад при дворе Лоренцо Великолепного, при блистательном дворе Феррары.
Вы узнаете, кто были авторы этих танцев, и какие источники позволяют воссоздать танцевальную атмосферу былых эпох. Чем отличался танец кватроченто от хореографического искусства последующих веков.
Придворный танец того времени – это «визитная карточка» правителя. На лекции, которая будет сопровождать каждый представленный танец, мы будем говорить о правителях XV столетия и их историческом вкладе в развитие танцевальной культуры Возрождения.
«Придворный танец возник в эпоху Кватроченто при дворах влиятельных особ Италии. Особую роль в формирование танца, как нового искусства, а не только приятного досуга, сыграл Феррарский двор.Придворные танцы создавались искусственно, особыми хореографами, которые служили в статусе придворных и получали за это жалованье, а затем, записывали свои произведения в трактаты. Танцы кватроченто создавались для особых торжеств: свадеб, приемов императоров, римских пап. Танец мог служить подарком благородному лицу, и называться в честь конкретной личности. Танец, как искусство, приобрел статус привилегированного времяпрепровождения и стал выражением статуса в обществе. Кроме этого, подобные танцы исполнялись на пирах не только для благородного общества, но и для взора Бога, что обусловила их особую хореографию», – Милена-София Тыренко дала краткую историческую справку.Прекрасно старинное танцевально искусство, но поразительно еще и то, что красивы не только танцы, но и их исполнители.
Дни фехтовальной культуры 2015 начинались с танца кватроченто в исполнении ансамблея «Stella» и их вечером закончились.Следущая встреча с ансамблем «Stella» состоится на празднике День Фехтовальщика
24 мая
12.00 — 16.00
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Кронверкский пр., 45
(возле восточного крыла Нового арсенала на Кронверке)
Добавить комментарий