ТЕКСТЫ ПУБЛИКАЦИЙ О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ФЕХТОВАЛЬНОМ КЛУБЕ
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!
В этом году Санкт-Петербургу исполнилось 312 лет. Мероприятия, посвящённые Дню города, уже начались в минувшие выходные и продолжатся до следующих.
….. Одним из самых ярких событий воскресенья на Петроградской стороне стал XI День фехтовальщика, который прошёл у восточного крыла Нового арсенала Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Здесь собрались клубы исторического и артистического фехтования, реконструкторы и ансамбли исторических танцев. Участники праздника не только продемонстрировали свои таланты и творческие номера, но и поздравили организатора мероприятия – Санкт-Петербургский фехтовальный клуб с 10-летием.
В этом году отмечалось 300-летие официального введения в Петербурге классического фехтования как учебной дисциплины. А традиция проводить праздник всех неравнодушных к «рапирной науке» в нашем городе возникла в 2005 году и приурочена к празднованию Дня города.
«Появление праздника День фехтовальщика именно в Санкт-Петербурге не случайно, – пояснила нам председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова. – У нашего города есть небесный покровитель – святой благоверный великий князь Александр Невский, отважный воин земной и воин Христов. Его оружием был меч, которым он умело фехтовал».
После выступления на сцене под открытым небом участники праздника давали мастер-классы всем желающим. Здесь можно было научиться танцевать и фехтовать на безопасном оружии.
Автор: Марина ЧИБИСОВА
ПЕТРОГРАДСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
№10 (336), 28 мая 2015
…..
Но к шпаге чувствую талант. Уже 300 лет
Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие
В первый понедельник апреля нельзя было не отметить знаменательную дату: исполнилось ровно 390 лет со дня въезда д’Артаньяна в городок Менг-на-Луаре. По уверению мсье Дюма, отсюда и начались все эти гасконские «пальба, трактиры, стычки, шпаги, кони».
Но, думается, апрель, начало настоящей весны, — и вообще хорошее время, чтобы драться. И чтобы любить. Когда зима ослабляет хватку и ночи становятся теплее, расцветают всякого рода страсти. Дерутся и орут усатые коты. Звенят шпагами и поют серенады усатые кабальерос и мушкетеры. От Севильи до Гренады, как говорится. До Менга. И до Петербурга.
Прекрасная дама — изрядный повод для дуэли.
Можно рапиру сделать за день
Надо сказать, что нынешний год — юбилейный не только для д’Артаньяна. Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие. И проводит уже V Дни фехтовальной культуры — с 13 по 17 апреля.
В честь такого обилия юбилеев клубу сделали подарок люди, владеющие не шпагой, но не менее достойными орудиями: кистью, фотоаппаратом и резцом скульптора. Вот как раз в первый понедельник апреля в Центре искусства и музыки ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Невский пр., 20) открылось биеннале «Фехтование в искусстве». Тут можно увидеть работы членов Союза художников, знаменитых творческих групп «Новые художники» и «Митьки», выпускников и студентов Института им. И. Е. Репина и Академии им. А. Л. Штиглица. Это скульпторы Альберт Чаркин, Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, фотограф Дмитрий Провоторов, Дмитрий Горячев.
«Жизнь коротка, искусство вечно» — некоторых художников уже нет, но их искусство остается. Здесь представлены работы ушедших мастеров Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
Работы с серьезным сюжетом, с пародийным, с загадочным… Но в каждой работе художников на сей раз присутствует холодное оружие — такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова.
Алина Тулякова и ее любимое оружие.
Ей, кстати, был преподнесен и личный подарок в честь дня рождения клуба. Фехтмейстер и оружейник Владимир Шеламов изготовил и подарил Алине Туляковой элегантную итальянскую рапиру, копию с оригинала XVII века.
— Теперь это мое любимое оружие. Я с ней не расстанусь, — просияла Алина.
— Это самая классическая форма, — рассказал нам создатель оружия. — Весит всего 820 граммов, и рукоять — специально под руку Алины. Я могу такую шпагу сделать за месяц. Могу, впрочем, и за день, если будет настроение. А можно год делать, если его нет.
— Есть какие-то секреты старых мастеров, которые воспроизвести сейчас невозможно?
— Да ерунда все это. Сегодня только ленивый дамасскую сталь не варит, — отмахнулся маэстро.
— И сколько сегодня хорошая шпага стоит?
— Может и тысячу евро… Дело не в этом. А в том, чтоб получить от этого удовольствие… Не так! Никогда так не держи! — отвлекся мастер на увлеченную подарком владелицу.
Как в лучших домах Феррары
— Вам не кажется, что есть противоречие между таким мирным занятием, как искусство, и мастерством фехтования? — спросили мы художника Владимира Шинкарева, супруга Алины Туляковой. — Тут для кого как. Кому-то органично — а кто-то на эту тему из-под палки пишет, как я, — засмеялся Шинкарев. — Вообще-то это не совсем мое, просто холодным оружием я бы не увлекся. Но вот у меня здесь работа «Семь самураев» — ведь это же совсем о другом. Или вот мой «Персеваль» на тему поэмы Кретьена де Труа. Алина, впрочем, считает, что вообще смысл фехтовальной культуры совсем в другом, не в насилии.
Художник Владимир Шинкарев.
2015-й — это еще и год 300-летия преподавания «рапирной науки», которая по указу самого Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в открывшейся Морской академии. 14 апреля, по этому случаю на Невском, 20, расскажет об истории холодного оружия и приемах его использования — от рогатины до штыка, от меча до рапиры — фехтмейстер Руслан Каприлов, руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».
15 апреля, в среду, совместят «Перо и шпагу» — пройдет поэтический вечер. Темой, конечно, будет холодное оружие в поэзии наших современников. Ожидается выступление поэтов. Ведущий вечера поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
16-го числа раскроют секреты сценического фехтования актеры и режиссеры Георгий Кобиашвили и Дмитрий Тейбер-Лебедев.
А 17 апреля, в пятницу, бои завершатся балом: ансамбль танцев кватроченто «Stella» покажет и расскажет, какие танцы исполнялись более пятисот лет назад при дворе Лоренцо Великолепного и при блистательном дворе Феррары.
Остается добавить, что все вечера начинаются в 19.00.
***
24 мая нас ждет еще одно торжество, посвященное хладной стали: День фехтовальщика. Праздник пройдет в 10-й раз и начнется в полдень возле Артиллерийского музея.
Автор: Дубшан Федор
Фото: Чайка Наталья
ВЕЧЕРНИЙ ПЕТЕРБУРГ
65(25334) от 14 апреля 2015
Пофехтуем
Сегодня город начинает отмечать 300-летие «рапирной науки» в Петербурге.
Санкт-Петербургский фехтовальный клуб открывает V ежегодные Дни фехтовальной культуры – вернисажем IV биеннале «Фехтование в искусстве»: живопись, скульптура, графика, фотография.
Год 2015-й – год 300-летия «рапирной науки», которая по указу Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году. А сами дни фехтовальной культуры и биеннале «Фехтование в искусстве» открываются, по традиции, в первый понедельник апреля – именно в такой день д,Артаньян явился в Менг, как утверждал Александр Дюма. И тому знаменательному событию уже 390 лет. И в этот «мушкетерский» день Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие.
С 16.00 в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского (Невский пр., 20) – танцы XV века в исполнении ансамбля «Стелла», фехтование XVI – XVIII вв. от фехтмейстера Руслана Каприлова и клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».
А с 13 по 17 апреля – череда вечеров, лекций, представлений, посвященных фехтованию. Главный подарок на день рождения клубу сделали люди, которые чаще держат в руках кисти, а не рапиры, но в каждой работе художников на сей раз присутствует холодное оружие – такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова:
– Холодное оружие – это не формальный признак, а выразительная деталь. Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания.
Скульптор Альберт Чаркин считает:
– Оружие наших предков «человечно» – люди выходят сражаться один на один, фехтовать на шпагах. Это благородное оружие, украшение каждого рыцаря. Не то что современное оружие массового поражения.
Среди участников биеннале – члены Союза художников, знаменитые творческие группы «Новые художники» и «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И. Е. Репина и Академии им. А. Л. Штиглица.
Девиз Санкт-Петербургского фехтовального клуба таков: «Жизнь коротка, искусство вечно»: в выставке участвуют работы и тех художников, которых уже нет.
13 апреля искусствоведы будут беседовать на тему «Фехтование в искусстве». 14 апреля об истории холодного оружия и приемах его использования с реконструкцией исторического фехтования поведает фехтмейстер Руслан Каприлов, мэтр исторического фехтования. 15 апреля – поэтический вечер «Перо и шпага». 16 апреля вам раскроют секреты сценического фехтования актер-режиссер Георгий Кобиашвили и режиссер-актер Дмитрий Тейбер-Лебедев. 17 апреля – придворные итальянские танцы XV века от ансамбля «Стелла».
Все вечера начинаются в 19.00.
Автор: Анна БОРИСОВА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ
06.04.15
ТЕЛЕКАНАЛ 100 ТВ. НЕВСКОЕ УТРО. НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ.
7 апреля 2015. 8.32
Биеннале «Фехтование в искусстве» открылась в Петербурге
Биеннале «Фехтование в искусстве» феерично открылась в центре искусства, собственно, и музыки библиотеки Маяковского. Совпали даты – 10 лет назад открылся Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, 300 лет назад Петр первый учредил рапирную науку. Биеннале традиционно стартует в первый понедельник апреля, спустя 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить Александру Дюма. По идее организаторов, фехтование неотделимо от искусства, это гораздо больше чем спорт.
Алина Тулякова, председатель Санкт-Петербургского Фехтовального клуба:
«Спорт фехтование монополизировал в последние годы. Но за 10 лет нашей деятельности, я должна констатировать, фехтование приобрело другое значение: если раньше «я занимаюсь фехтованием» значило «ты спортсмен», то сегодня спрашивают – «а каким фехтованием ты занимаешься?».
Есть фехтование классическое, сценическое, историческое, танцевальное. В каждой работе на экспозиции «Фехтование в искусстве» присутствует холодное оружие, не ради формальности, а для выразительности. На втором этаже ротонды – живопись, графика и скульптура руки мэтров: Шинкарёва, Тихомирова, Заславского, Новикова. Кроме того в программе биеннале старинные танцы, много лекций и бескровные поединки.
ВАШ ДОСУГ
ДНИ ФЕХТОВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 2014
танец, фотография, лекция, мастер-класс, интерактивная программа, спорт
Холодное оружие — целая культура, фехтование — это целый мир: грация, честь, философия, авантюризм, точность, огонь и сталь. Красоту этой завораживающей вселенной раскроет цикл вечеров Петербургского Фехтовального Клуба.
Вселенная «Трех мушкетеров» и «Рыцарей короля Артура» оживет в Центре искусства и музыки публичной библиотеки им. В. В. Маяковского: выставка холодного оружия от средних веков до 21 столетия (буквально вынутого из рук коллекционеров-фехтовальщиков), показательные выступления фехтовальщиков, мастер-классы по владению рапирой или шпагой для детей и взрослых, средневековые танцы и песни менестрелей, жаркие поединки и даже дуэль Сирано де Бержерака из пьесы Ростана.
Выпуск № 031 от 20.02.2014
Анастасия ДОЛГОШЕВА
ВСЕМ СЕРДЦЕМ
Будто специально: 26 февраля в Петербурге начнется этап Кубка мира по спортивному фехтованию, а 22 февраля – петербургский турнир по фехтованию классическому – турнир открытый, вход для публики свободный.
На самом деле ничуть не подгадывали. Любительский турнир по «классике» проводится не впервые, но впервые он обрел статус «Мемориал Николая Владимировича Чугунова».
С Чугунова, пожалуй, и начиналось возрождение исторического фехтования в Ленинграде, а некоторые говорят, что и в стране. Николай Чугунов родился незадолго до войны. Всю жизнь любил фехтование и любил детей. Рассказывают: увидит ватагу пацанов, бьющихся на палках, хвать их в охапку и давай учить биться по правилам фехтовального искусства. Сам начинал в Москве у известного тренера Анатолия Живчикова; потом преподавал в Ленинграде спортивное фехтование, но болел ретрофехтованием. Созданный им в 1974-м Клуб исторического фехтования стал, кажется, первым в России.
Чугунова не стало в 1997-м. Затасканная фраза – но да, дело его живет. Ученику Чугунова Сергею Мишеневу (президенту Международной академии фехтовальных искусств) пришла идея такого турнира. Другому ученику, Руслану Каприлову (руководителю клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост»), вдова Чугунова в свое время отдала рукописи мужа – будут издавать…
Турнир Чугунова – часть Фестиваля фехтовальной культуры, который уже пятый год проводит Санкт-Петербургский фехтовальный клуб. Организация общественная, возглавляемая, заметим, прекрасной дамой (Алина Тулякова увлеклась ретрофехтованием во вполне сознательном возрасте). С упорством, свойственным фехтовальщикам, дамам и общественникам, клуб продвигает идею возрождения в Петербурге интереса к «классике»: помимо Дней фехтовальной культуры впритык к Дню города клуб проводит День фехтовальщика, устраивает танцевально-фехтовальную ассамблею «Гранд Ассо». К тому же Мишеневу в академию приезжают с семинарами выдающиеся мастера национальных видов фехтования из Турции, Италии, Польши, Ирландии.
В «классику» прежде шли только взрослые, детвора рассыпалась по секциям и осваивала спортивное фехтование. Теперь классическим занимаются и дети. Возраст, с которого можно начинать постигать это благородное боевое искусство, определяется… ростом. Кто-то давным-давно заявил: если ребенок ростом с рапиру – уже можно. Считайте, с метр.
Первый вице-президент федерации фехтования Санкт-Петербурга Вячеслав Ремизов, мастер спорта (именно что спорта), всячески одобряет и условно «неспортивные» (если такое возможно) виды фехтования. «Фехтование не калечит ни физически, ни психически», – отмечает Вячеслав Александрович.
В том, что фехтование – «одна из полезнейших педагогических дисциплин», мы и не сомневались, но, памятуя о травмированных гвардейцах кардинала, разумеется, усомнились в безопасности этого вида искусства. Однако Ремизов подчеркнул: не травмоопасно – столько степеней защиты! Кстати, тот же Чугунов считал, что самый опасный вид спорта – шахматы. Однажды, дескать, игрок так задумался над очередным ходом, что заснул, упал лицом на доску и (впечатлительным дальше не читать) проткнул ферзем глаз.
…Турнир Чугунова, как решили, помимо популяризации станет основной проверкой мастерства для фехтовальщиков классического направления. Представители разных школ и методик преподавания сразятся и определят лучших на данном историческом этапе. Мемориальный турнир, как сообщается, «проходит по особым правилам, в их основании лежат первые официальные правила соревнований по фехтованию, утвержденные императором Александром II в апреле 1860 года».
«Классические» фехтовальщики не ограничиваются определением Мольера: «Фехтование – искусство наносить удары, не получая таковых». Прибавляют к нему слова Ивана Ефимовича Сивербрика (1778 – 1852), первого в России профессора фехтования, о том, что «искусство с ловкостью владеть каким-либо ручным холодным оружием, соединенное с красивым положением корпуса во всех позициях». Потому за красивые уколы в этом виде начисляют дополнительные очки. К слову, на турнире судья будет разбирать каждый укол – так что и непосвященному должно быть понятно.
Обещали и спортивную борьбу, и злость, и реальные поединки. Но и романтическое настроение, непременное для такого рода битв, – недаром у «классических» фехтовальщиков, как и в XIX веке, на колете – алое сердечко.
Бои будут проходить с 12.00 до 18.00. Адрес: ул. Восстания, дом 8, зал гимназии № 209. Публику просят захватить сменную обувь.
НТВ “Сегодня-Санкт-Петербург”
17.02.2014, 20:30
ФЕХТОВАЛЬЩИКИ СКРЕСТЯТ РАПИРЫ ПО ПРАВИЛАМ XIX ВЕКА
На берегах Невы впервые в официальном статусе пройдет турнир по фехтованию, где главным образом ценится искусство владения оружием, нежели победа.
В ближайшие выходные в Северной столице состоится весьма необычный турнир. На суд зрителей будет представлено классическое фехтование, в основах которого лежат первые официальные правила, утвержденные Александром II в 1860 году.
Практически ничего общего с привычным всем спортивным фехтованием зрители не увидят. Здесь и совсем другая система начисления очков, и отсутствие защиты. По сути, все это больше напоминает театрализованное представление. Искусство владения оружием ценится значительно больше, чем одержанная победа.
Раньше турнир проводился в любительском формате. И только в нынешнем году он приобрел статус официальных соревнований и обрел название — «Мемориал Николая Чугунова». Регистрация спортсменов еще открыта. Впрочем, организаторы не рассчитывают, что в Петербурге выступит многим более 20 фехтовальщиков.
Информационное агентство НЕВСКИЕ НОВОСТИ
06.12.2013, 11:53
Культура/События
ПЕТЕРБУРГ ВОЗРОЖДАЕТ ТРАДИЦИИ XVIII ВЕКА
7 декабря Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб проводит праздник «Ассамблея Гранд Ассо» в рамках Фестиваля фехтовальной культуры.
Ассамблея Гранд Ассо – это новый вид культурно-фехтовального досуга, предлагаемый Санкт-Петербургским Фехтовальным Клубом, он основан на обычаях петербургской жизни XVIII века. На Ассамблее своё умение покажут мастера старинного танца и искусные фехтовальщики, чьи колеты украшены алым сердечком – это знак принадлежности к классическому фехтованию. Гранд Ассо проводится раз в год и считается основной проверкой мастерства для фехтовальщиков классического направления. В рамках мероприятия заинтересованные гости также смогут попробовать свои силы в танцах и фехтовании, поучаствовать в викторинах и конкурсах, а также в вольных боях (ассо) на безопасном оружии.
Новинкой Ассамблеи Гранд Ассо 2013 года станет выставка «Фехтовальное оружие из коллекции известного петербургского фехтмейстера Сергея Мишенёва». Будут представлены предметы фехтовального снаряжения, старинные боевые клинки, современное оружие по старинным образцам для театра и кино, например, меч Александра Невского из фильма «Александр. Невская битва».
Ассамблея Гранд Ассо является частью ежегодного Фестиваля Фехтовальной культуры Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба. Все мероприятия Фестиваля связаны с историей, отечественной культурой, искусством и фехтованием.
По указу Петра I в городе на Неве стали проводить ассамблеи – вольные собрания, на которых гости могли веселиться и общаться. Посещать ассамблеи позволялось всем, лишь бы «были прилично одеты и не пьяны чрезмерно». Основным увеселением были танцы.
Ассо – вольные поединки фехтовальщиков, появились в Петербурге вместе с первыми учителями фехтования – французскими мэтрами. Дабы продемонстрировать своё мастерство, они проводили «публичные ассо, где охотники искусство своё показывать будут». Публичные собрания «охотников до фехтования» пользовались большим успехом в России.
Праздник «Ассамблея Гранд Ассо» состоится 7 декабря с 11.00 – 16.00 во Дворце культуры им. Ленсовета (Каменноостровский пр.42). Вход свободный.
Фото: fencing-club.ru, fufaev.ru/Дмитрий Фуфаев
РОСБАЛТ
06/12/2013 20:36
Выходные в Петербурге: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАСПРОДАЖИ И ТАНЦЫ В ФЕХТОВАЛЬНОМ МАНЕЖЕ
…Лопе де Вега написал пьесу “Учитель танцев”, Александр Дюма — роман “Учитель фехтования”, а вот в Петербурге решили организовать Ассамблею Гранд Ассо. Перед посетителями мероприятия будет поставлен вопрос: танцевать или фехтовать? Как говорится, “сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить”. Ассамблея Гранд Ассо заявлена как новый вид культурно-фехтовального досуга, предлагаемый Санкт-Петербургским фехтовальным клубом. Мероприятие развернется 7 декабря сразу на нескольких площадках Дворца Культуры им. Ленсовета, что на Каменноостровском проспекте, 42. В частности будет организован фехтовальный манеж, на котором состоятся вольные поединки фехтовальщиков. Выступит ансамбль танцев эпохи Возрождения “Венто дель Темпо”, а также ансамбль танцев эпохи барокко “Племянники Рамо” (Санкт-Петербургский Клуб Старинного Танца). Будут проведены открытые уроки по фехтованию для взрослых, организованы показательные выступления и мастер-классы для зрителей. Все желающие смогут принять участие в вольных боях на мягком оружии. Кроме того, состоится игра “Путешествие в страну Фехтованию”, которую проведет Дмитрий Тейбер-Лебедев.
Газета “Санкт-Петербургские ведомости”
Выпуск № 231 от 29.11.2013
ЗА ШПАГУ, ФЕХТОВАЛЬЩИК!
Ассамблея «Гранд Ассо-2013» пройдет 7 декабря во Дворце культуры им. Ленсовета с одиннадцати утра до четырех часов пополудни.«Гранд Ассо» проводится раз в год и считается основной проверкой мастерства для фехтовальщиков классического направления. Например, в Нью-Йорке уже десять лет проходят ежегодные международные «Гранд Ассо». Но в Петербурге ситуация иная, у нас основные состязания – это зимний турнир по классическому фехтованию.
По традиции, праздник начинается Малым фехтовальным салютом, состоящим из 16 движений. На танцевальной площадке выступит ансамбль танцев эпохи Возрождения «Венто дель Темпо» и другие коллективы петербургского клуба старинного танца. Для зрителей будет организован танцевальный мастер-класс. Студия европейского историко-сценического фехтования «Силуэт» покажет, как пользоваться двойным оружием: шпагой и дагой (кинжалом для левой руки), и откроет прием в Школу мушкетеров. Все смельчаки, не опытные в фехтовании, могут попробовать себя в поединках на безопасном оружии, которые проводит Оружейный бойцовский клуб.
Мастер детской площадки Николай Прокопьев будет руководить сражениями на мягком оружии и награждать самоотверженных бойцов. В 13.00 детей ждет игра «Путешествие в страну Фехтованию». Новинкой ассамблеи станет выставка «Фехтовальное оружие из коллекции известного петербургского фехтмейстера Сергея Мишенева».
Полная программа и расписание на сайте http://old.fencing-club.ru/.
New Tang Dynasty Television
NTD, Санкт-Петербург, Россия
4 апреля 2013
Репортаж Татьяны Сигалиной
“ФЕХТОВАЛЬНАЯ ВЕСНА” НАСТУПИЛА В ПЕТЕРБУРГЕ
В эпоху королевских мушкетеров погружаются петербуржцы на фестивале «Фехтовальная весна». Опытные мастера демонстрируют историко-сценическое искусство владения холодным оружием. Здесь можно узнать, как сражались карибские пираты XVII в. на абордажных саблях, или французские дворяне в XVIII веке – на тонких трехгранных шпагах. Это поединок по системе «Драбант».
[Артем Шабанов, участник фестиваля «Фехтовальная весна»]: «Эта школа призвана в кратчайшие сроки подготовить фехтовальщика, способного взаимодействовать на холодном виде оружия без средств защиты».
Никаких защитных масок или кольчуг. Главное: выбрать себе исторический образ и сшить своими руками костюм. И тогда можно приступать к освоению технических приемов поединка.
[Наталия Кулябина, участник фестиваля «Фехтовальная весна»]: «Если достичь результатов, нужно поддерживать все время физическую форму, потому что оружие – тяжелое, чтобы стоять в красивых позитурах, это большая нагрузка на ноги, на позвоночник».
Ударять 700-800 граммовыми шпагами – это еще не искусство. Надо осваивать и трюковые элементы: кувырки и перевороты с оружием и без него. При этом случаются синяки, ушибы и порезы. Но если испытания пройдены, то твердость руки, острота взгляда и скорость реакции обеспечены. И к тому же, по словам организаторов, фехтование помогает избавиться от стрессов.
[Алина Тулякова, организатор фестиваля «Фехтовальная весна»]: «Когда занимаешься фехтованием, даже если это имитация боя, то все равно выхлестываешь какие-то свои негативные эмоции и получаешь от этого удовольствие».
Красота историко-сценического фехтования вдохновила некоторых гостей.
[Игорь Литинский, гость фестиваля «Фехтовальная весна»]: «Я сам – боец, фехтую с 96 года, и для меня в приоритете было всегда сражение, контактный вид, а здесь ребята показали красоту сценического поединка. Для меня сейчас в приоритете будет именно это».
Фестиваль продлится 2 недели. Здесь также можно будет узнать о технике фехтования эпохи «малой шпаги» при дворах Карла II и Людовика XIV.
Газета “Санкт-Петербургские ведомости”
Выпуск № 059 от 01.04.2013
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ, БЛАГОРОДНЫЕ СЕРДЦА
С 1 по 14 апреля в городе пройдут традиционные весенние Дни фехтовальной культуры.
Сегодня их организатор Санкт-Петербургский фехтовальный клуб приглашает на III петербургскую биеннале «Фехтование в искусстве» (живопись, графика, скульптура, фотография) в центр искусства и музыки Библиотеки Маяковского (Невский пр., 20). Вернисаж (начало в 16.00) приурочен к восьмой годовщине со дня основания клуба, который, по традиции, отмечается в первый понедельник апреля – день начала приключений д,Артаньяна, описанных в знаменитом романе Дюма.
В экспозиции – работы, в том числе специально созданные, таких известных авторов, как живописцы В. Шинкарев, И. Сотников, П. Рейхет, А. Заславский, П. Швецов, А. Дашевский, скульпторы Л. Колибаба, Э. Мхоян, О. Бурьян, фотографы Ю. Молодковец, Д. Провоторов, и многих других. Запланированы старинные танцы и показ искусства фехтования.
Телеканал “Санкт – Петербург”
21 февраля 2013
В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ ПРОШЕЛ ТУРНИР ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ
Новости спорта с Николаем Растворцевым. 21.02.2013
Корреспондент: Анна БОГДАНОВА
Оператор: Сергей СМИРНОВ
Классическое фехтование схоже с фехтованием спортивным, пожалуй, только оружием – спортивной рапирой – и то с оговорками. В классике на рапире нет электрофиксационного наконечника, да и зона уколов оценивается совсем по-другому: для фехтовальщика-классика каждая зона противника имеет свою «ценность».
Сергей Мишенев, серебряный призер Чемпионата Мира по артистическому фехтованию 2012 года: «Там наиболее ценные пораженческие зоны оцениваются выше, т.е. укол в корпус и в маску оценивается в три очка, вооруженная рука – в два очка, а невооруженная рука или нога оценивается по одному очку. Бои ведутся до 15 очков. Т.е. можно уколоть пять раз в корпус или 15 раз в ногу – результат будет примерно тот же».
Поединок может длиться от нескольких минут до целого часа – всё зависит от мастерства фехтовальщиков. Здесь нельзя выиграть за явным преимуществом, нокаутов также нет, но эмоции от первого боя – зашкаливают.
Дмитрий Туманов, участник турнира по классическому фехтованию: «В общем, ноги трясутся – только помню, тело трясется, и боишься сделать первый шаг к атаке. И помню, продул тогда поединок за золото, из-за того, что случайно вышел из дорожки».
Правил в классическом фехтовании действительно очень много. Все занятия – индивидуальные, а знания передаются по цепочке – от мастера к ученику – старинная система, во многих странах давно канувшая в лету.
Анна Богданова, корреспондент: «Чтобы почувствовать себя мушкетером, совсем необязательно жить во времена Александра Дюма и его персонажей. Достаточно просто записаться в секцию классического фехтования, и уже скоро вы сможете поучаствовать в соревнованиях. Главное, отработать стойки, защиту и научиться делать выпады».
Конечно, когда человек приходит в школу фехтования, он мечтает сразу научиться сложным связкам и атакам, однако всё начинается с малого: с первых шагов и умения держать рапиру.
НОВОСТИ Телеканал 100
06.02.2013
В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЙДЕТ ТУРНИР ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ
Быть похожим на Д’Артаньяна или Зорро мечтал каждый, кто знаком с этими персонажами. Для большинства мечты остались мечтами. Другие выбрали путь шпаги и рапиры. Фехтованием спортивным никого не удивишь – медалей в этом олимпийском виде спорта у россиян немало. А вот фехтование классическое – это что-то новое. С оглядкой на старое. Турнир по этому виду спорта пройдет в следующую субботу в Петербурге.
Сергей Мишенев, президент «Школы фехтовальных искусств»:
«Классическое фехтование создавалось на феномене защиты жизни и чести, создано таким образом, что оно не имеет возрастных ограничений. Потому что теоретически, защищать свою жизнь и честь какому-либо аристократу в прошлом веке могло понадобиться и в 40, и в 50, и в 60 лет. Поэтому в классическом фехтовании созданы такие методики, которые ориентированы на взрослых людей. В спорте такого нет».
В турнире примет участие около 25 спортсменов. Для нашего города число небольшое, но для классического фехтования – весьма приличное. Полюбоваться этим зрелищем сможет любой желающий, благо вход в атриум комендантского дома в Петропавловской крепости будет свободным.
Газета “ДВОРЦЫ, САДЫ, ПАРКИ”
06.02.2013
МУШКЕТЁРЫ В КРЕПОСТИ
Первый турнир по классическому фехтованию на Приз Петропавловской крепости состоится 16 февраля в атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости. В программе турнира: соревнования по классическому фехтованию на рапирах, историческое фехтование и демонстрация старинного оружия и приемов его использования. Открытый Турнир по классическому фехтованию приглашает к участию всех желающих. Правила проведения соревнований утверждены Комитетом по физической культуре и спорту в 2004 году. В их основе лежат первые официальные правила соревнований по фехтованию, утвержденные императором Александром II в апреле 1860 года. Фехтование соединяет в себе любовь к истории и романтику, философию и достоинства педагогической системы, формирующей дух и тело.
Великая Эпоха The Epoch Times
День Фехтовальщика в Петропавловской крепости
Дата: 21-05-2009 22:39 | Елена ЛИХАНОВА. ИА Росбалт |
В Петербурге 24 мая состоится День Фехтовальщика – праздник, не имеющий аналогов в мире. Его традиция была заложена по инициативе Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба, в честь 290-летия официального введения в Петербурге классического фехтования как учебной дисциплины. Он отмечается ежегодно в воскресенье, предшествующее Дню рождения города (27 мая), в Петропавловской крепости – гармонично сочетая место, где зарождался город, и «рапирную науку», развивавшуюся в нем по указу Петра I. На День Фехтовальщика собираются все, кто занимается или хочет заниматься фехтованием, интересуется историей «искусства защиты», чей слух ласкает звон клинков. В празднике принимают участие лучшие клубы и студии, занимающиеся различными видами фехтования – историческим, сценическим, артистическим, спортивным. В программе Дня Фехтовальщика – демонстрация различных видов фехтования, детские спортивные состязания, костюмированные бои, сцены из театральных постановок, а также старинные танцы, показы моделей одежды, выступления музыкантов. Для спортсменов – это день встречи всех, кто причастен к спортивному фехтованию – действующих спортсменов и ветеранов, чемпионов и бывших воспитанников СДЮШОР. Общедоступный День Фехтовальщика проводится пятый раз и с каждым годом привлекает все большее число горожан и гостей города. Все желающие могут принять участие в вольных боях на безопасном оружии, а также – записаться на занятия фехтованием. Каждый гость праздника День Фехтовальщика получает в подарок календарь на следующий фехтовальный год – от нынешнего праздника День Фехтовальщика – до грядущего. 8 мая 2008 года, после инаугурации президента Медведева, ему было послано заказное письмо. До Президента послание Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба так и не дошло – его вернули назад, местным чиновникам. В письме, направленном председателем СПбФК Алиной Николаевной Туляковой, говорилось: «В Петербурге фехтование вне рамок спорта настолько востребовано, что имеет право претендовать на отдельное место в культурной жизни города. Рост популярности фехтования напоминает развитие рок-музыки и неофициального искусства в конце 70-х годов – «вторая культура» распространилась настолько широко, что власти приняли решение поддержать творческие инициативы на официальном уровне. Были предоставлены помещения и созданы условия для плодотворной творческой деятельности Ленинградского рок-клуба, ТЭИИ и Клуба-81. Сегодня те, кто занимается фехтовальным искусством, имеют похожие проблемы: нет места для работы, занятий, тренировок. Поскольку классическое фехтование является искусством, лежащим между культурой и спортом (культурно-физкультурным), то трудно определить его принадлежность, а все государственные структуры имеют четкое разделение по видам деятельности, для них спорт и культура – вещи несовместимые». Праздник День Фехтовальщика уже пятый год проводится силами горожан. Единственная из всех официальных структур, поддерживающая праздник День Фехтовальщика – это Муниципальный округ №60 «Посадский» Петроградского района. УЧАСТНИКИ: Организатор – Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб. Председатель Алина Тулякова. Режиссер праздника – Дмитрий Тейбер-Лебедев. Ведущие праздника – актер Театра юношеского творчества Георгий Кобиашвили и Дмитрий Тейбер-Лебедев. Сценарист – Любовь Тейбер-Лебедева. 1. «Петербургские мушкетеры» – спортивный клуб. Командные соревнования юных фехтовальщиков. Тренер – Овчинников Михаил Александрович. 2. «Парад-Рипост» – клуб европейского исторического фехтования. Руководитель – Руслан Каприлов. 3. «ПЕРЕСВЕТ» – школа № 443, подростково-молодежный центр практического изучения истории. Руководитель – Мясищев С. Е. Средневековое фехтование. 4. «Сирано» – студия сценического фехтования, г. Москва. Художественный руководитель, режиссёр и педагог – Евгений Гулюгин. 5. «Rencontre» – студия артистического фехтования: Александр Ульянов, Михаил Федоров. 6. Японское фехтование: Владимир Соловьев. 7. Рыцарский клуб. 8. Модельер – Полина Раудсон. Показ моделей. 9. Санкт-Петербургский Клуб старинного танца. Руководители – Екатерина Михайлова-Смольнякова, Евгения Еремина-Соленикова. Выступление группы «2Loop». Фотовыставка: Сергей Архипецкий «К бою!» Для детей – поединки на безопасном оружии. Запись на уроки фехтования. Фехтование тростью для всех желающих. Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/24872/13/
|
Телеканал “Санкт-Петербург”
2 апреля 2012
В Фехтовальном клубе открылась выставка оружия
Для большей безопасности лезвия у сабель и шпаг 16-17 века специально затупили.
Алексей Афанасьев, корреспондент: «Вот это, к примеру, универсальная сабля. Ее применяли как в пешем бою, так и на коне. Весит она немного – всего килограмм. Но для того, чтобы ловко владеть таким оружием требуется многолетняя подготовка».
За схватками наблюдали другие бойцы, застывшие в камне и дереве. Каждая из 30 скульптур держит холодное оружие. Идея выставки показать благородность поединков один на один на шпагах. Были и совсем удивительные изваяния.
Почувствовать себя воином позволят любому посетителю. Можно будет даже выбрать эпоху, страну и оружие. И научиться искусству фехтования.
Бесплатные мастер-классы на этой неделе будут проходить каждый вечер до воскресенья.
газета “Вечерний Петербург
№17, 02.02.2005
АЛИНА ТУЛЯКОВА
ШПАГИ ЗВОН И ЗВОН БОКАЛА
Зимний Петербург постепенно опять становится бальным. Но если о встречах у маэстро Темирканова и маэстро Гергиева знают все, то Новогодний бал фехтовальщиков, как новичок, пока остался вне внимания прессы.В общем, это неудивительно: телекамеры там, где политики и звезды сцены, а ни одного нашего президента или премьера пока не назовешь рыцарем рапиры и шпаги. Да и мушкетеры с гардемаринами изрядно постарели.Между тем прошел уже месяц, а наш корреспондент Алина ТУЛЯКОВА никак не может забыть Бал фехтовальщиков…
Признание
– От такого названия перед глазами тут же возникает костюмированный вечер, где у всех мужчин и женщин на левом бедре болтается шпага, а все маски – фехтовальные. На самом деле все пришли без оружия – дружное братство спортсменов-фехтовальщиков, от заслуженных ветеранов до кадетов. Петербург еще с XVIII века – центр российского фехтования и законодатель фехтовальной моды, напомнил президент Федерации фехтования Михаил Рыдник. Фехтование, как и балет, приносит славу Родине. Кульминацией вечера стало открытие Зала славы российского фехтования. Первыми лауреатами названы ленинградцы:
Виктор Жданович – легендарный рапирист, трехкратный олимпийский чемпион, в 1960 году он стал первым советским олимпийским чемпионом по фехтованию;
Эдуард Винокуров – двукратный олимпийский чемпион, десять лет подряд, с 1962 по 1971-й, обладатель Кубка Ленинграда по сабле;
Борис Мельников – олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта по фехтованию на саблях, неоднократный победитель первенства Ленинграда в 60-е – 70-е годы.
Героев надо знать в лицо. Сначала на экране был дан документальный видеоряд – фотографии, эпизоды боев, черно-белые кадры кинохроники.
Потом под овации зала великолепные фехтовальщики поднялись на сцену.
Достойны
Нынешние стараются не уступать. Главный тренер сборной Петербурга по фехтованию Вячеслав Ремизов отметил, что во всех турнирах наши фехтовальщики показали достойные результаты. А минувший год был необыкновенно насыщен спортивными событиями: Олимпийские игры, чемпионат Европы, чемпионат Европы среди юниоров, первенство мира среди юниоров и кадетов.
Федерация фехтования, с трудом пережившая лихолетье перестройки, теперь возродилась в небывалом блеске. За выдающиеся успехи в фехтовании были вручены золотые, серебряные и эмалевые памятные знаки от Федерации фехтования Петербурга. По итогам года лучшим тренером признан Владимир Дьяченко, лучшим спортсменом – Юрий Молчан (бронзовый призер Олимпийских игр), а лучшим коллективом – спортивная детская и юношеская школа олимпийского резерва – «Спартак» (руководитель Роза Тойсова).Каждое награждение отмечалось салютом – хлопушкой с конфетти, придающим происходящему задорный акцент.
Завтрашняя слава
Кстати, первые в стране детские фехтовальные школы возникли в нашем городе. У ребят с хорошими данными есть все условия для занятий и настоящей спортивной карьеры.Но есть и другая точка зрения: ребенок спортсменом может и не стать, но фехтовать обязан. Не случайно фехтование считалось самым подходящим видом спорта для физического развития у дворян. Изящество движений и врожденная грация наследников благородных фамилий – в значительной степени плоды занятий в юности с учителем фехтования. Упражнения с рапирой в руке вырабатывают силу и ловкость. Подростковая агрессия и драчливость находят безопасный выход. Вместе с тем фехтовальный бой – умный поединок, в нем ценны сообразительность и быстрая реакция. Загляните хотя бы в одну книгу из множества трактатов, посвященных искусству фехтования. Будущие фехтовальные чемпионы проявили удивительную выдержку во время весьма длинной официальной части бала. Чем доказали еще раз: занятия фехтованием дисциплинируют детей. Они, конечно, потихоньку развлекались: радостно шуршали пакетами с подарками и отпускали воздушные шарики, привязанные к стульям. Вскоре среди хрустальных люстр на потолке красовались белые шары и надувные серебряные звезды.А каждый взрослый получил брелок со знаком Федерации фехтования Санкт-Петербурга.
Бой
Не обошлось и без необходимого – состоялся финальный поединок Кубка Федерации фехтования Петербурга, недавно учрежденного состязания для мастеров спорта. После упорной борьбы первым обладателем Кубка стал Андрей Деев.Как и любви, фехтованию все возрасты покорны. Известный тренер СДЮШОР при Дворце творчества юных Ксения Таджиева участвует в соревнованиях. В 2002-м была в составе сборной страны – и наши ветераны стали чемпионами Европы. А на последнем ветеранском чемпионате Европы завоевала бронзовую медаль в личном первенстве!Следующий чемпионат должен стать для нее еще более успешным: перейдя в другую возрастную категорию, Ксения Аркадьевна окажется среди самых молодых – ей чуть больше семидесяти. Правда, трудности все же есть, но не спортивные: ветераны должны экипироваться и приезжать на чемпионат за свой счет.
Элита
Современное спортивное фехтование не рассчитано на неподготовленного зрителя. Раньше уколы были видны, что называется, невооруженным глазом. Кроме того, подчеркивая благородную сущность фехтовального искусства, получивший удар сам сообщал о полученном уколе.Теперь игра клинков стала настолько динамична, что непрофессионалам трудно разглядеть что-нибудь, кроме мелькания световых сигналов на электроаппаратуре. Можно сказать, что спортивные фехтовальщики – своего рода каста посвященных. Словно жрецы, они хранят и совершенствуют тайны мастерства и выполняют высокую миссию защиты спортивной чести российского фехтования.
Вольные
Параллельно с профессиональными фехтовальщиками есть множество горожан, которые, не мечтая о спортивной славе, хотят фехтовать для собственного удовольствия. Санкт-Петербургский фехтовальный клуб объединяет людей всех профессий и возрастов: и тех, кто когда-то занимался фехтованием, и тех, кто просто всегда об этом мечтал.
Фехтовальный клуб – для тех, кто любит фехтование. Умелые и опытные мастера будут давать уроки любителям. Клуб планирует возобновить ассо – вольные бои на три укола, которые еще в XVIII веке собирали множество зрителей.
К сожалению, пока у Фехтовального клуба нет постоянного зала. А жаль. Фехтование так подходит петербуржцам…
журнал “Санкт-Петербургский церковный вестник”
2006, октябрь
АННА ЕРШОВА
РЕПЕТИЦИЯ ДОБЛЕСТИ
Алина (в крещении Ангелина) Николаевна Тулякова родилась в Ленинграде. Первое образование – инженер путей сообщения – получила в ЛИИЖТе, второе – в Санкт-Петербургской Академии художеств (институте им. И.Е. Репина).Член Ленинградского Рок-клуба с 1981 года, член Союза художников России с 1996 года. Искусствовед, художественный критик, журналист, автор персональных рубрик и множества публикаций в различных петербургских СМИ. Замужем, сын Сергей.
В прошлом номере «СПб ЦБ» был опубликован репортаж Ангелины Туляковой «Век спустя: обновление храма. К 100-летию Пантелеимоновского храма в Тарховке.
– Ангелина, как возникла идея создать клуб?
– Не мы придумываем идеи, идеи носятся в воздухе, и Господь выбирает кого-то для их реализации. Насущная потребность для многих людей – фехтовальный клуб – в какой-то момент сконцентрировалась, и я почувствовала, что именно мне нужно этим заняться. Я пошла в храм Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, прихожанкой которого являюсь, за благословением отца настоятеля протоиерея Константина Смирнова. А батюшка говорит: «ну и хорошо, благое это дело, сам занимался фехтованием. Будет клуб – и я в свободное время с удовольствием приду фехтовать. Организуй!» Вот так совпадение!.. Итак, я все оформила, и потом мы сделали презентацию, которая прошла успешно и имела резонанс в прессе.
– Вам удалось привлечь к этой презентации известных артистов – М.Боярского, Ю.Стоянова, все они «замолвили» словечко за клуб. Как это у вас получилось?
– Первая мысль пришла, конечно, – пригласить «заслуженного Д’Артаньяна». Но он как раз сказал, что ему так надоело фехтовать по ролям, что в свободное от работы время он этим не будет заниматься. А остальные привлеклись почти случайно. Кто-то сказал, что Юрий Стоянов, вроде бы, фехтует. Я как-то зашла в его студию «Городок», и случайно Стоянов оказался на месте, что очень редко бывает. И он сразу сказал: «Фехтовальный клуб? Да, пожалуйста, я полностью за». Он не только морально меня поддержал, но и дал деньги на презентацию. Они оба саблисты с отцом настоятелем, и было бы идеально поставить их в пару, если бы у нас было свое помещение. Батюшка говорит, потирая руки, – у меня есть секретные приемчики… я его еще и заколю.
Вот так и складывается все в общую картину. Все кусочки подходят – значит, это не зря сделано.
– Небесный покровитель клуба – святой благоверный князь Александр Невский. Зачем вам небесный покровитель? Какая связь между Православием и фехтованием?
– Как люди православные, мы просто не мыслим какое-то начинание без небесного покровителя. Это насущная потребность. А кто же нам еще поможет? Спонсоров нет, администрация нас «посылает»… (смеется). Св. Александр Невский был фехтовальщиком на тяжелом орудии. Я думаю, что члены нашего клуба могут равняться на этого доблестного, храброго воина и патриота, могут стремиться стать такими же.
– Вы говорите «мы», «наш» – а кто эти «мы»?
– Если мне выпало на долю воплощать эту идею в жизнь, то я это и делаю. «Мы» – это я одна, по сути дела. Но я словно постоянно чувствую поддержку и с удовольствием делаю свое дело для многих, которые присоединятся позже.
– Но в Петербурге уже существуют фехтовальные клубы. Чем этот отличается от остальных?
– Клубы как акционерные общества: есть закрытого типа, есть открытого. Например, в СКА могут ходить только люди, близкие к большому спорту. Естественно, есть залы для спортсменов-ветеранов, есть кружки для любителей исторического фехтования. Наш клуб – городской, он открыт для широкой публики, к нам может прийти любой человек – и ребенок, и взрослый. У нас будет небольшая плата, дружелюбная атмосфера и много общения. Своеобразный оазис жизни и радости среди повседневной суеты, где человек мог бы душой отдыхать и телом.
– Что еще, кроме тренировок, будет в клубе?
– Очень бы хотелось, чтоб была культурно-образовательная программа, лекции по истории, по этикету, обязательно – изучение французского языка, потому что все термины унас на французском. Мы уже начали проводить выставки фотографий. Фехтовальная фотография – особый жанр, иероглиф движения фехтовальщика очень динамичный и красивый, но его сложно ухватить. Собираем специальную фильмотеку, будем смотреть фильмы, где есть фехтовальные сцены. И еще к нам будут приходить студенты Академии художеств на зарисовки. А юные модельеры будут создавать «фехтовальный стиль» одежды.
– Ангелина, вас знают в Петербурге как известную рок-тусовщицу. А еще – как искусствоведа, разбирающегося во всех направлениях современной культуры. Почему же теперь, на базе всех своих знакомств и связей, вы решили так активно заняться именно продвижением фехтования, а не поддержкой молодых талантливых художников или музыкантов?
– Я была с рок-музыкой, когда она жила в подполье, когда нас гоняли и брали в милицию. Я ходила на все квартирные концерты, устраивала их у себя (у меня квартира в центре), была среди первых членов Рок-клуба. Но тот период прошел. Ведь все идет логично, все идет дальше. Мы берем то, чего нет, в чем люди сейчас нуждаются. Галерей достаточно, художников и таких, и сяких – тоже, рок-музыкой сейчас заниматься уже бессмысленно. Алюди хотят фехтовать! Ведь я же получаю множество писем. У многих это мечта с детства. Кто-то не попал в большой спорт, хотя потратил на это несколько лет жизни, кто-то хотел заниматься, а его не взяли. Моей подруге – адвокату в 13 лет в секции спортивного фехтования сказали, что она «престарелая», и не взяли. Другой мужчина начал заниматься в 50 лет и сейчас даже выступает на соревнованиях. В нашем клубе мечта – получение рапиры в руки – становится реальностью. И ограничений для этого нет.
– Какие люди становятся фехтовальщиками?
– В первую очередь, это романтики, те, кто хочет сохранить детское в себе, кто помнит себя, когда читал «Трех мушкетеров», впервые соприкоснулся с этим миром и пронес его через всю жизнь. И сейчас, когда у них появилась реальная возможность взять рапиру в руки и услышать звон шпаг, – они испытывают от этого огромное удовольствие.
– Чем историческое фехтование отличается от спортивного и сценического?
– Спортивное – это высочайшая скорость, когда невооруженным глазом можно увидеть только как зажигаются фонарики – значит, был укол. Я не хочу спортсменов обижать, но большой спорт для человека – это вещь неполезная. Чрезмерно большие нагрузки, нацеленность на результат. Значительно лучше – физическая культура. Подчеркну: культура, но физическая.Сценическое фехтование – не боевое, потому что рассчитано на зрителя, и когда там делают защиту или отводят удар, то нарочито акцентируют каждый жест, чтобы зритель его увидел. А историческое фехтование больше приближено к боевому, к настоящему своему прототипу. Какой смысл подсчитывать число очков, если укол – это реальное поражение.Фехтование – живое искусство, оно видоизменяется со временем. Первые соревнования среди юнкеров проводились до революции. Там противник, получивший укол, должен был САМ сказать: «туше!» и тем помочь судьям. Вот насколько благородны были противники. А когда в советские времена было уже электрическое фехтование, один из наших спортсменов догадался устроить ручку своей рапиры таким образом, что когда он делал вид, что попадает, он просто пальцем нажимал контакт, и нужный сигнал загорался. Этот спортсмен достиг очень больших высот, пока один англичанин его не вывел «на чистую воду». Вот таков путь фехтования – от «туше» до этой хитрости с замыканием контактов.
– Насколько близки к правде реального боя фехтовальные сцены в фильмах?
– В кино фехтовальные сцены ставятся на основе настоящего фехтования, но немножко со своими законами – они обязаны быть зрелищны. Есть специальные учебники по сценическому фехтованию, их пишут настоящие мастера, которые ушли из спорта. Спортсмены высокого класса занимаются с актерами, ставят сцены боев. И поэтому во многих фильмах очень хорошее фехтование. А самое лучшее, классика, – в фильме «Скарамуш». Это американский фильм 1952 года, и там до сих пор непревзойденная по длительности сцена фехтовального боя.
– Обычно такие культурно-тематические клубы, как ваш, несколько «зацикливаются» накакой-нибудь эпохе, изучая ее досконально, во всем подражая ей. Не может у вас в клубе такое произойти?
– Но у нас же открытое «акционерное общество»! У нас в один день будут приходить рыцари, в другой день – поклонники XVI века, в третий будет спортивное фехтование, в четвертый – сценическое. Кто чем хочет, тем и будет заниматься. Мы же объединяющие! Нам нужно, чтобы людям было интересно и хорошо, все были здоровы и счастливы.
– Но такое «исполнение желаний» недешево стоит. Откуда вы планируете брать средства?
– Люди будут оплачивать свои уроки. Но если у человека нет денег, а он очень хочет заниматься, он будет заниматься бесплатно. Как это может получиться? Как в храме: один не заплатит, а другой положит больше. Я уверена, что когда у нас начнутся занятия, то за счет богатых все это уравновесится. У нас только одна сейчас проблема – чтобы г ород понял ценность этого начинания и дал нам место.
– А сколько стоит экипировка?
– Начинающим мы будем выдавать. А потом, кому это нужно будет постоянно, думаю, смогут сами купить. Рапира стоит рублей 500-600, маска – 1500, колеты нам не нужны особо дорогие для занятий, их можно будет сшить подешевле… Конечно, какие-то средства требуются. Но потихонечку мы будем собирать, откладывать – и все у нас появится.
– Предполагаете ли вы привлечение спонсоров к своей затее?
– Сейчас мало что удается сделать бесплатно. Правда, своими силами мы придумали и провели новый праздник для города – День Фехтовальщика. Надеюсь, что родилась новая петербургская традиция: отныне День фехтовальщика будет проходить в последнее воскресенье перед Днем города на лужайке у Петровских ворот Петропавловской крепости. Первые два праздника прошли замечательно, были довольны и публика, и участники. Нас снимали семь каналов телевидения. И правильно, что может сравниться с костюмированным фехтованием на зеленой траве под майским солнцем? Забавно, но фирмы, торгующие фехтовальной экипировкой, отказались нас поддержать, а салон красоты «Метаморфозы», наоборот, привез сок и сладости юным фехтовальщикам на радость.
А если у нас будет помещение -мы сможем устраивать фехтовальный бал к Новому году, с билетами. Раньше были балы художников, -теперь будет костюмированный бал фехтовальщиков! Но спонсора мы тоже не всякого возьмем. Я надеюсь, что наш спонсор будет хотя бы уметь держать рапиру, любить фехтование и понимать, во что он вкладывает деньги.
– То есть вы ждете такого благородного спонсора…
– Ждем! (улыбается).
– Ангелина, современные мужчины предпочитают наращивать мышечную массу в тренажерном зале. Что лучше для молодого человека – тренажеры или фехтование, как вы думаете?
– Развитие человека должно быть гармоничным. Тот, кто ходит на тренажеры, – однообразно, упорно занимается конкретными мышцами. А в фехтовании обретается сила и ловкость, изящество движений, хорошая координация и меткость руки. И еще чем хорошо фехтование – это умная игра. Опытные фехтовальщики способны, как в шахматах, продумывать свой ответ до трех-четырех ходов вперед.
– Какие-то качества души может развивать фехтование?
– Доблесть, честь, самодисциплину, – лучшие человеческие качества. Есть у воды три состояния – лед, жидкость и пар. И если исключить промежуточное состояние, ледне станет паром. Так же, не развив в себе душевные качества, – мы не перескочим на духовные. Первое, что мы делаем, беря шпагу, -приветствуем друг друга. За фехтованием тянется исторический шлейф рыцарского благородства. Это уважение к противнику (любовь к врагу?), умение спокойно переносить удачу или поражение. К тому же это изысканное занятие, доставляющее чисто эстетическое удовольствие. Диалог двух изящных соперниц – рапир: вопрос-ответ, атака – контратака. Своего рода поэзия…
– Вы фехтованием с детства занимались?
– Нет, только мечтала с детства. Так мечтала, что отправила на фехтование сына, в спортивную школу. А сама ходила и облизывалась, и носила за ним рапиру. А когда узнала про курсы при дворце культуры им. Ленсовета – сразу пошла, занималась там год, даже получила диплом.
– За год вы чему-то научились?
– Я держала в руках оружие и слышала звон клинков. Это уже был предел мечтаний для меня. У нас были не только отработка приемов, но и тренировочные бои. Мне, как работнику умственного труда, физическая нагрузка была в такое удовольствие! У меня до сих пор растяжка лучше, чем была в молодости. Это я по поклонам поясным замечаю (улыбается)… Иногда не хочется идти на тренировку, даже себя принуждаешь. Но когда сходишь – ты разогрелся, поработал с рапирой и выходишь счастливый. Я ходила на занятия в депрессии, с плохим самочувствием – и выходила всегда в хорошем состоянии. Это уникально действует!
– Сколько времени нужно, чтоб научиться фехтованию?
– Нужны какие-то недели, чтобы освоить стойку, научиться держать рапиру – а дальше совершенствуйся, сколько угодно. На олимпийское первенство вряд ли стоит рассчитывать, но среди себе подобных можно успешно выступить.
– А вот, например, я, неспортивная женщина, – могу сейчас взять и начать заниматься? И что мне это может дать?
– Конечно, можешь. Ты будешь себя очень хорошо чувствовать. Ты придешь в хорошую физическую форму. Приобретешь бодрость духа, приподнятое настроение. Кдомуже очень много интересного узнаешь. И у тебя появится новый круг друзей.
– Насколько фехтование безопасно, бывают ли травмы?
– Жизнь вообще небезопасна. Риск есть всегда – у нас ведь в руках оружие. Но опасные травмы, скорее, бывают в спорте – потому что там сила и скорость, азарт борьбы за медали. А на тренировках все рапиры с наконечниками, и маски у всех есть.
– В клубе все равно будут соревнования, какие-то элементы спорта. Как вы относитесь к духу соперничества?
– Кто хочет – пусть соревнуется. В этом нет никакого кровавого азарта, это здоровое желание показать свое умение. Такие состязания очень полезны и как психоэмоциональная разгрузка. В современном человеке, а особенно в подростке, бывает, накапливается агрессия – и как раз в этом случае она совершенно безболезненно иссякает.
Самый лучший Помощник
– Ангелина, вы из «старых», первых хиппи. Вы и крестились, наверное, еще в советские годы?
– В конце 80-х. Но до крещения почти 10 лет я была оглашенная. У меня все друзья были православными, и мы ездили паломниками автостопом. Это был конец 70-х – начало 80-х годов. В каждом городе мы посещали только два места – храм и музей. И так мы объездили и «Золотое кольцо», и Сибирь, были в Иркутске, Улан-Удэ, Владивостоке. В храме нас покормят; когда нужно, чем-то мы поможем… Мы освобождались от быта, мы выходили на дорогу и были свободны. Это был самый настоящий андерграунд, который не стремился ни к карьере, ни к деньгам. Правда, многие употребляли наркотики. Позднее те, кто остался в живых, уехали в монастырь или живут при церквях. А тогда все занимались живописью и ездили, молились.
– А как вы молились?
– Постоянно читали Евангелие, и так получалось, что на любой вопрос там находился ответ. Я пыталась и в храме службы выстаивать. Но знаете – как некрещеным тяжело в церкви! Сейчас я чувствую, насколько это день и ночь. Я ничего тогда не понимала, но почему-то ходила… Моя мама очень рано умерла, в 33 года, и у меня от нее осталась маленькая иконка Богородицы и старинное Евангелие. Никто не говорил – крещеная она была или нет, она ушла, когда мне было 11, и я уже ни у кого это узнать не могла. Она была юристом, а второй раз университет закончить не успела – училась на факультете журналистики. После смерти мамуси у меня было постоянно ощущение, что я иду по жизни как бы «ведомая рукой». Когда я была еще некрещеная, то попала в очень тяжелую ситуацию и оказалась в тюрьме. Сижу без сна в камере-одиночке, в чужой стране. И вдруг словно окно приоткрылось, и теплый ветер влетел: пришло такое облегчение – дух-то свободен! Какая мне разница, где я? И это было так хорошо! И чудом так ста -ли складываться обстоятельства именно после того духовного потрясения, которое я испытала, что меня выпустили: убедились, что я не виновата.
Ну а потом настал самый важный момент моей жизни – я была беременна сыном – и я побежала скорей в церковь и крестилась. Я поняла, что теперь я отвечаю за кого-то еще, и рисковать нельзя. Соответственно, я через три месяца понесла туда же и младенчика крестить.
А потом мы вместе восстанавливали церковь в Тарховке, где мы живем на даче. Бедненькая церковь, но мы думали – бедная, зато будет чистая. И гребли дорожки, все эти участочки убирали, пол мыли, это было очень радостно. Я и сейчас подсвечники все время прошусь чистить, ведь это такое удовольствие! Церковь – единственное место, где чувствуешь, что не теряешь время, что бы ты ни делал.
– Для вашей деятельности, для жизни что вам дает Православие?
– Так а я уже не разделяю веры и своей жизни, настолько все вместе… Каждый шаг делаешь, в постель ложишься, за компьютер садишься, – все начинается с молитвы. Потому что я чувствую, что мне необходима помощь, – особенно когда столько вокруг трудностей. Я знаю твердо, что у меня есть Помощник. И я полагаюсь на Него.
ПИТЕР.ТВ
4.04.2011
МУШКЕТЕРЫ В ПЕТЕРБУРГЕ.
ВМЕСТЕ С АПРЕЛЕМ В ГОРОД ВОРВАЛОСЬ ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ
В Петербурге открылись дни фехтовальной культуры. Клинки скрестили на фоне картин.
Фехтование – это не просто спорт. Это настоящее искусство. В Петербурге открылись дни фехтовальной культуры. И если раньше кавалеры с помощью клинка защищали честь дам и свою собственную, то теперь это просто игра.
АЛИНА ТУЛЯКОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОГО ФЕХТОВАЛЬНОГО КЛУБА
Почему у нас игра? Потому что наши занятия не имеют никакого практического применения. Оно может приносить только удовлетворение, отдых для души и доставлять удовольствие.
Современные люди практически ничего не знают о классическом владении клинком. Петербургский Фехтовальный клуб решил провести ликбез среди горожан, и в то же время отпраздновать свое шестилетие. Кстати, День Рождения клуба к конкретной дате не привязан. Его всегда отмечают в первый понедельник апреля. Именно этим днем начинается действие в книге Александра Дюма «Три мушкетера». Язык героев не менее острый, чем их клинки.
АНДРЕЙ ХЛОБЫСТИН, ИСКУССТВОВЕД
Известно, что фехтовальщики обычно что-то приговаривают друг другу. Допустим, один другого заколол на известной дуэли и говорит: «Ну, что, братец, репа?» В смысле, сладко тебе. И все это сращивается с юмором поручика Ржевского. Там, позвольте вам впердолить. Но новая академия выступает против грубости. Они пропагандируют изящество во всем: в мимике, жестах, пластике и слове. Сегодня мастера скрестили свои шпаги на фоне картин. Выставка бьеннале «Фехтование в искусстве» – центральное событие этих дней.
АЛИНА ТУЛЯКОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОГО ФЕХТОВАЛЬНОГО КЛУБА
Художникам было предложено сделать работу, связанную с искусством владения клинком. То есть, чтобы была связь с холодным оружием. В каждой из этих работ вы можете прочитать связь с холодным оружием. Но настолько художники подошли разнообразно к этой теме, что складывается впечатление, что фехтование пронизывает всю нашу жизнь.
Газета для пассажира “СТРЕЛА”
№ 25 (816) от 20 июня 2012
КИЗИЛОВА ВЕРА
ЗВОН КЛИНКОВ В ПЕТЕРБУРГЕ
Они говорят: «Фехтование – не шахматы, здесь думать надо! Причем быстро».
Члены Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба – самые большие романтики в городе, они вооружены и прекрасны.
Алина Николаевна Тулякова, председатель СПбФК (fencing-club.ru), фехтованием занимается уже лет десять: историческим фехтованием можно начинать заниматься в любом возрасте, и это еще одно его отличие от спортивного. Инженер по первому образованию (выпускница университета путей сообщения, работала в «Ленгипротрансе», проектировала путепровод в Автово) и искусствовед – по второму, эта хрупкая женщина больше всего любит махать двуручным мечом. – Он настолько красиво идет! – восхищается она. – Кстати, то, что экскурсоводы рассказывают в музеях, даже в Эрмитаже, про тяжесть мечей, не совсем верно. Они не такие уж и легкие, но и не 10 килограммов, конечно, весят. Может быть, не более четырех. Но ведь когда меч используется, прибегаешь к помощи силы инерции, получается даже какой-то танец! И вы знаете, что раньше был один учитель для преподавания фехтования и танцев?
Мы сидим в коридоре Музея печати. Алина Николаевна ненадолго отвлеклась от выставки, чтобы провести для меня краткий исторический экскурс.
– Так сложилось, что с 1913 года во всем мире фехтование стало развиваться как спортивная дисциплина. А спортивное фехтование достаточно условно, оно априори безопасно. К примеру, там есть понятие «обоюдный укол»: оба противника защищены, оба «поражены», а победа присуждается тому, кто на доли секунды опередил другого. Все это очень далеко ушло от реального фехтования: если вас пронзили, не важно, как быстро это сделано и поражен ли также противник. И к 1980-м годам в среде самих спортсменов возник интерес к историческому фехтованию, к разным видам оружия.
Рапира – легкая, ею управляют пальчиками, это азбука фехтования. Говорится так: «И учит легкая рапира тяжелым овладеть мечом». В XIX веке, когда фехтование не носило практического характера и считалось изысканным время-препровождением, именно рапиры подняли его на небывалую высоту. Шпагой можно нанести и колющие, и рубящие удары, она погрубее. Сабля тем более…
Спортсмены стали изучать фехтование по трактатам, старинным книгам, восстанавливать приемы боя, сами изготавливать оружие, как в старину. Они захотели вернуть правду, потому что, как определил Мольер, фехтование – это искусство наносить уколы, не получая их. Так появились наши первые фехтмейстеры…
А заслуга возникновения клуба принадлежит самой Алине Николаевне.
– Я с пятого класса болела мушкетерами. (Ах, какое это было чувство, когда много позже я приехала в Париж, прошлась по Лувру, заглянула в покои Людовика XIV, постояла у дома Д’Артаньяна!..) Больше всех мне нравился Атос, но когда мы с друзьями делили роли, называли меня только Арамисом. И до сих пор это так, у меня даже есть знакомый Портос, мы так и приветствуем друг друга. – рассказывает она. – Итак, я хотела фехтовать, но не хотела заниматься спортом… Однажды прочитала, что в ДК им. Ленсовета есть кружок. Я отзанималась два года, даже получила корочку. И тогда решила организовать клуб, который бы объединял всех, кому фехтование по душе.
Чтобы стать членом клуба, необязательно даже заниматься фехтованием (хотя у нас несколько коллективов, которые как раз учат этому). К примеру, мы проводим выставки картин на профильную тему и День фехтовальщика, когда каждый может подойти, подержать оружие в руках и даже сразиться им. Знаете, это один из немногих праздников, который родился «снизу». Наверное, это было востребовано. Все на него собираются, как будто на свой день рождения… Я считаю, такое внимание не случайно.
Мы возвращаем мир фехтования, который был утерян. Холодное оружие, благородство, романтика… Ведь фехтование – это очень ценная вещь, оно одинаково формирует и тело, и душу. Человек становится более ловким, изящным, сильным, учится принимать мгновенные решения, координация движений дает ему возможность лучше ориентироваться. К тому же если человек сильный, он не будет обижать слабого. Это как умный фитнес, движение в сочетании с мыслью… И прекрасное средство от плохого настроения! Вера КИЗИЛОВА
Вечеринка
День фехтовальщика – это и театр, и карнавал, и приключение. В 2012 году он был посвящен победе в войне 1812 года.
На пляже у Петропавловской крепости, на сцене под открытым небом, выступали мушкетеры со шпагами, ковбои со шпагами и даже женщины ковбоев со шпагами. Они не только фехтовали, но еще и танцевали, устраивали мини-спектакли.
В толпе можно было увидеть «графов», «пэров» и «сэров» с фото- и видеотехникой.
С колоритной компанией, состоявшей из мужчины а-ля Портос в светском наряде, некоего вельможи и юного виконта все старались сфотографироваться. Владимир-Портос рассказал, что он – бывший военный, Францией XVII века увлекается для души, оружие делает сам, костюмы тоже. Если надо, то может и подраться, а вообще-то на фестиваль пришел встретиться с друзьями. Исторический костюм стоит немалых денег. Во-первых, требуется выкройка, во-вторых, аутентичные материалы, в-третьих, навык ручной работы. Оружие тоже не бутафорское, оно из шведской стали, абсолютно соответствует канону – до миллиметра, до грамма.
Увлекаться всем этим могут только люди, действительно влюбленные в историю, причем не безответно.
Кстати, мода сейчас очень романтична (ах, эти бриджи, в них так удобно фехтовать!). Так что самое время для восстановления искусства фехтования.
НТВ Сегодня Санкт-Петербург
На Пушкинской улице, 10 открылась любопытная выставка, на которой фехтовальный клуб поздравили с четырехлетием.07.04.2009, 14:29
245
Read more: http://www.ntv.ru/novosti/155879/#ixzz2DtgQWA1l
На Пушкинской улице, 10 открылась действительно любопытная выставка. Петербургский андеграунд поздравил с четырехлетием фехтовальный клуб.
Что из этого вышло, увидел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
Со шпагой в руках, немножко похожая на героя компьютерной игры, организатор выставки Алина Тулякова рассказывает, что фехтует недавно и для нее это вовсе не спорт.
Алина Тулякова, организатор выставки: «Это спорт, это тяжелая профессия. Ей нужно отдать всю жизнь, а иначе негде фехтовать. А я хочу фехтовать в гостиной, дома, с друзьями. У меня абсолютно другой подход. Мне нужно биться за медали».
Для художников выясняется, это в последнюю очередь спорт. Ника, она же Елена Богданова, решила для себя, что это танец.
Ника, художница: «Как только мне Алина предложила участие в выставке, у меня сразу щелкнуло в голове эта тема. То есть то, как фехтуют балетные».
Олег Евгеньевич Котельников Д’Артаньяна не любит, к фехтованию относится без трепета, что видно. И с удовольствием рассказывает анекдоты о трех богатырях и трех мушкетерах.
Олег Котельников, художник: «Кто-то из них первый, кто-то второй входит, решили разобраться. Два лидера вышли. Крики, визг, удары. Входит богатырь и, отряхивая палец, говорит: „Ах, он, чуть проволокой глаз не поцарапал“».
Это гравюры из учебника по фехтованию XVIII века Доменико Анжело. Уже тогда он выдержал семь переизданий. Но сегодня, конечно, имеет не утилитарную, а художественную ценность. Так же как, например, полотна Ивана Сотникова.
Фехтовальщики могут выглядеть очень по-разному. Единственное, что их объединяет, — это шпага в руках и, как правило, достаточно изящный вид. Тому, кто не обладает ни тем, ни другим, здесь предлагают просто любоваться на них.
Сегодня любовались и настоящими фехтовальщиками. После чего один из художников Андрей Хлобыстин заметил, что и фехтование, и живопись — это по сути одна и та же каллиграфия, искусство красивых и точных движений. Сравнение было изящным, Ивана Сотникова на выставке не было. В общем, возражать никто не стал.
Read more: http://www.ntv.ru/novosti/155879/#ixzz2Dth9mLWA
Петербург вновь бряцает оружием
В Петропавловской крепости возле Иоанновского моста пройдет сегодня уникальный петербургский праздник, уже ставший хорошей городской традицией – День Фехтовальщика, появившийся в 2005 году по инициативе Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба
В программе праздника – демонстрация различных видов фехтования: исторического, сценического, артистического – костюмированные выступления, старинные танцы, показ мод, старинная музыка.
Перед зрителями выступят члены Клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост», ученики студии европейского историко-сценического фехтования «Силуэт», школы ренессансного фехтования «Fleur de Fer», а также московской студии сценического фехтования «Сирано» и многие другие.
Зрители не только смогут посмотреть красочное шоу, но и лично принять участие в представлении: Оружейный бойцовский клуб проведет Ассо – вольные поединки для всех желающих и бои на безопасном оружии для детей.
Праздник пройдет сегодня в Петропавловской крепости с 14.00 до 18.00.
Вход свободный. Особо приветствуются зрители в старинных костюмах и дамы в длинных платьях.
Каждый гость праздника получит в подарок карманный календарь на новый фехтовальный год – до следующего праздника Дня Фехтовальщика.
-
Аноним 20 мая, 11:23хочу!!!!!ПЕТЕРБУРЖЦЫ СМОТРЯТ «ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ»
В понедельник в петербургской галерее Navicula artis открылась выставка «Фехтовальщики». Кураторы попытались разыскать в работах современных художников рыцарей плаща и шпаги.
Navicula от прочих галерей, расположившихся в знаменитом арт-центре «Пушкинская, 10», уже давно отличается совершенно не свойственной этому арт-центру политикой. В ней с готовностью выставляют не только бородатых «братушек» из старой гвардии отцов «Пушкинской», но и посторонних художников различной степени актуальности. Иногда галерея оказывается в центре внимания, как год назад, когда Григорий Ющенко показал тут свою «Рекламу наркотиков», нарисованную на афишах. А «Пятый канал», если кто забыл, приволок зачем-то шансонье Елену Ваенгу, и она учинила скандал. Одним словом, «Навикула» не дряхлеет, в отличие от своих соседей, и старается по возможности держать нос по ветру. И в плане того, что выставлять, и в том, как это делать.
Вот и теперь галерея, кажется, перенимает практику Русского музея: сделала выставку-ретроспективу. Естественно, в своих масштабах. В Русском все размашисто: «Дорога в русском искусстве», а тут выбрана вполне камерная тема — фехтование. Но есть у нее помимо камерности еще одна особенность. Уж больно она странная. Возникает законный вопрос: почему именно фехтование в современном искусстве, а не футбол, например. Ответ прост, и, может быть, он кого-то даже разочарует. Выставку посвящают дню рождения вполне конкретного Санкт-Петербургского фехтовального клуба. Но концепции, в общем-то, из таких вот примитивных вещей и рождаются. Могла она появиться и здесь — были все шансы. К тому же и дата для выставки была выбрана остроумно. Если вспомнить Дюма, именно в первый понедельник апреля началось действие «Трех мушкетеров».
«Фехтовальщики» изначально имели все шансы стать маленькой главой из энциклопедии современного отечественного искусства. И язвить над выставкой, сравнивая ее, скажем, с концертом ко дню милиции, не стоит. Тут налицо серьезная кураторская работа, и цель — вовсе не рассказать о том, как опасна и трудна служба человека с рапирой, а создать цельную, гармоничную и законченную главку из этой самой энциклопедии. Тут есть и неоклассицист Тимур Петрович Новиков, и его сподвижник Олег Котельников, и близкий к их кругу нынешний священник Иоанн Сотников, и «митек» Владимир Шинкарев, и еще многие-многие другие. Если бы не выставка, даже поклонник современного искусства не вспомнил бы ни шинкаревского «Неравного боя», где шевалье в белых париках и белых рубашках на белой земле дерутся на белых рапирах, ни новиковскую «Железную маску». Что лишний раз подтверждает, что сам образ фехтовальщиков живет в современном искусстве, хотя и не является особенно ярким и важным.
Казалось бы, тут чистое раздолье для куратора. Сидеть, копаться в коллекциях, вызволять забытые работы известных художников, подходящие по формату, и грамотно выстраивать из них цельную экспозицию. Вот с последним в «Навикуле» как раз возникли проблемы. Работы нашли. Фехтовальщиков не обидели. А выставка, тем не менее, оставляет посетителя хладнокровным. Единственная реакция: «Надо же, я и не замечал у Новикова этой работы!» Уж слишком тут все пущено на самотек. Уж слишком много доверия шпаге как образу. Хотя образ-то и не складывается. Есть художники и фотографы, есть фехтовальщики, есть даже старинные гравюры из трактата по искусству владения рапирой. А в единую полноценную картину это все не соединяется, работы остаются заезжими гастролерами. И уж очень сильно ощущается, что сначала появилась идея как таковая, и уже потом под нее подгоняли все остальное. А может, просто «Навикула» в ретроспективах не очень поднаторела — дальше что-нибудь толковое выйдет. Ко дню милиции как раз и поспеют.
текст: Иван Чувиляев/Infox.ruопубликовано 7 апр ‘09 17:28источник: flickr.com/wheatfields
Добавить комментарий