Берегулина Александра
актриса,режиссер по пластике, педагог сценического движения и фехтования.
Статья “Актуализация преподавания фехтования в высшей театральной школе”
В 1997 году окончила курс профессора Корогодского З.Я. в СПбГУП
В 2003 году завершила аспирантуру – ассистентуру СПбГАТИ на кафедре пластического воспитания, как педагог сценического движения и фехтования.
Руководители Черноземов К.Н. и Оливанов А.П.
В 2010 году диплом АППО–психолог
Педагог сценического движения и фехтования во ВШИРС, СПБГУП,СПБГУКИ.
Актриса театра “Ковчег”
Режиссер спектаклей “Елка у Ивановых”, “Как я стал волшебником” с Борисом Драгилевым
Сценическое движение в спектаклях ТЮТа “Мы с Мормофоном”,”Антигона”,”Пигмалион”
Театр “РазДваТри”–“Новые сказки старого очага”
Создатель “Краткого курса Менестрелей”.
Ведет факультативные занятия по сценическому фехтованию.
Знамя менестрелей Александры Берегулиной
Ст. преподаватель кафедры режиссуры
и актерского искусства СПБГУП
А.Е. Берегулина
Актуализация преподавания фехтования в высшей театральной школе.
В предмете сценическое движение в воспитании профессиональных актеров сценический бой выделен в определенное очень объемное направление, и сценическое фехтование является самым сложным разделом всего курса.
Именно сценическое фехтование наполнено той высшей степенью сложности, овладев которой можно с уверенностью говорить, что студент качественно усвоил курс сценического движения высшей актерской школы.
Однако сложность раздела в физическом и интеллектуальном смысле требуют от педагога дополнительной аргументации для повышения мотивации студента на освоение этого сложного направления. Необходимо рассмотреть эти ведущие аргументы, не останавливаясь на общих – таких, как любовь педагога к своему делу, увлеченность преподаванием и предметом, а так же общее желание студента овладеть как можно большим набором навыков и умений.
Ведущими мотиватором в овладении сценическим фехтованием являются распространенность фехтовальных сцен в литературе, а в особенности, в драматургии. То есть актер, качественно овладевший навыками сценического фехтования, может быть легко задействован в подобном театральном репертуаре и иметь серьезное преимущество во время кинопроб для съемок в кино и кастинга на роль в театре с фехтовальными эпизодами.
Вторым мотиватором можно назвать совершенно неожиданное, новое спортивное направление – «арт-фехтование». Под этим названием скрывается в современном спорте сценическое фехтование с некоторыми дополнениями.
Соревнования по арт-фехтованию регулярно проводятся в западных странах, где они собирают множество зрителей. В Европе соревнования по Stage Fencing проводятся уже более 10 лет. На последнем открытом чемпионате Германии спортсмены России взяли больше половины всех медалей. Успешным было и выступление российской команды на прошедшем в 2008 году чемпионате мира в Сан-Марино, принесшее российским спортсменам три золотые, серебряную и бронзовую медали.
В России соревнования по арт-фехтованию проводятся с 2008 года, кроме них, существует конкурс по сценическому фехтованию проводимый в ГИТИСе- «Серебряная шпага».
Третьим мотивационным фактором в овладении сценическим фехтованием может стать то, что данный вид сценического движения является квинтэссенцией, обладает самой полными, сложными и разносторонними смыслами, которые воспитываются предметом все предыдущие годы обучения по курсу сценическое движение.
Современный театр вобрал в себя все направления, которые возникали по мере исторического развития и сценических искусств. Потому актеру, который надеется прожить в театре и кино востребованную и полную жизнь, необходимо подойти как можно более серьезно к освоению разных театральных дисциплин. Это необходимо для того, чтобы найти себя, понять, почувствовать жанр, в котором сможет проявляться его талант наиболее полно, и для того, чтобы серьезно развить свою психо-физику, и для того, чтобы получить как можно больше синтетических навыков необходимых в профессии. «Сценическое фехтование позволяет актерам глубже заглянуть во внутренний мир многих исторических персонажей и точнее оценить их поступки, атмосферу изображаемой эпохи. Ведь поединок дуэлянтов, пусть даже декоративно-сценический и с небоевым оружием, – это все же единоборство, которое характерно быстротой движений и реагирований и требует от участников освоения разнообразных умений»1 Основы сценического фехтования были заложены в Ленинграде в середине 20 века И. Э. Кохом, именно он создал стройную систему преподавания фехтования в театральной школе, до этого момента общей фехтовальной технологии зрелищного и безопасного боя не существовало и актеры разных театров с большим трудом находили общий язык в драматических сценах предполагавших сценический бой. До настоящего времени эта школа, заложенная И. Э. Кохом сохраняется и развивается его учениками и последователями. «До 1930-х годов такой учебной дисциплины не было: фехтование существовало как вид спорта, который поощрялся в театральных школах, но не имел сценической направленности. Однако ощущалась потребность в такой дисциплине, и предпринимались первые попытки ее создания: обычно такое и попытки сделали фехтмейстеры, ставившие сцены боев в спектаклях»2.
К сожалению, в последние годы сильно упал общий уровень образованности обучающихся, именно поэтому стало необходимо столь разнообразно мотивировать студентов многих театральных направлений по специальности.
Там, где раньше было достаточно упоминаний о романтической эпохе дуэлей, рыцарства, турниров – теперь необходимо подробное описание, список литературы, фильмов, рекомендованных к просмотру и т. д Несмотря на отсутствие первичной информированности об эпохе рыцарства, которая существовала раньше– тема волнует студентов,видимо, идеалы чести, достоинства, ловкости, ума, торжества духа, мысли снова приходят в общество. По-сути, фехтование это не просто ловкость, сила, а, скорее, духовное и идейное богатство, которое, несмотря на его отсутствие в ежедневном быту продолжает существовать и является одним из маркеров культуры и благородства.
Кинематограф последнего десятилетия редко обращается к фехтовальным и рыцарским идеям, думаю, это связано с дороговизной подобных кинопроектов – историческим костюмом и бытом. Однако на сценах Петербургских театров идет множество пьес, где сценическое фехтование служит ярчайшим средством выражения смысла.
Школа сценического фехтования традиционно активно сочетает поединки на холодном историческом оружии со сценическими рукопашными боями, историческим этикетом, трюковой работой.
Каждый студент должен таким образом овладеть фехтовальной школой, чтобы суметь применить ее в сценическом образе, исполнителем которого он является. Именно это и является мерилом качества в освоении предмета сценического движения, вся сложность которого находит отражение в сценическом фехтовании, что в свою очередь является прекрасным мотивационным фактором для многих студентов. Сложность, ловкость, успешность, соревновательность – в удовольствие! Блестящее владение телом – скоординированность, быстрота, выносливость, сила, качественно переключаемое внимание, погруженность, ритмичность, импровизационное самочувствие, чувство партнера, чувство сценического времени – это и многое другое является обязательной составляющей качественного сценического фехтования. «..Борис Вольфович (Зон) повторял – актерская работа для сильных, физически здоровых людей. Эта профессия сродни спорту, и недаром в ней, как и в состязаниях, побеждают одаренные здоровьем»3.
Серьезным мотиватором для студентов так же является появление такого направления, как арт-фехтование. Это сценическое фехтование, которое вышло на уровень состязания. Ведущий специалист по арт-фехтованию в России Мовшович А.Д. определяет его как «театр, по спортивным правилам» с сюжетной линией. Оценка жюри идет в двух направлениях – техническом и артистическом. В техническом оцениваются: базовая техника, мастерство владения оружием, сложность композиции. В артистическом аспекте – актерское мастерство, выразительность, сценическое оформление пространства, соответствие костюма и оружия заявленному периоду.
Школа сценического фехтования преподаваемая в театральных ВУЗах России разработанная И.Э. Кохом соответствует итальянской школе фехтования XVI века, сочетающей колющие и рубящие удары.
Таким образом, наши студенты имеют возможность принимать участие в итальянском периоде XVI века.
Акцент преподавания фехтовальной школы именно XVI века сделан потому, что большая часть драматургии может быть отнесена к этой технике фехтования. После появления пороха в Европе началось облегчение оружия и меч постепенно эволюционировал в легкую шпагу. Техника сценического фехтования преподаваемая студентам-актерам может быть использована в пьесах XVI-XVIII веков, (хотя надо отметить, что) с середины XVIII века шпага стала настолько изящной, что рубящая ее функция окончательно вышла из употребления.
Соревнования по арт-фехтованию дают возможность участия соло, дуэтом, группой.
В Москве в ГИТИСе раз в году проходит конкурс сценического фехтования «Серебряная шпага», который серьезно освещается в прессе и на телевидении. Так же в Санкт-Петербурге ежегодно проходит «День Фехтовальщика» его организует Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, который объединяет фехтовальщиков всевозможных направлений и стилей. На празднике всегда много зрителей, а сам праздник традиционно проводится в центре города. Кафедра режиссуры и актерского искусства СПбГУП дает возможность студентам, наиболее успешно овладевшим курсом сценического фехтования, возможность выступить на популярном городском торжестве.
Романтический дух фехтовальной эпохи помогает студентам актерам и режиссерам в освоении этого сложного сценического искусства.
1 Олег Табаков в предисловии к книге Д. А.Тышлера и А. Д. Мовшовича «Сценическое фехтование» М.,2011, с.3
2 Г.В. Морозова в предисловии книге И.Э Коха «Сценическое фехтование», Спб, 2008,с. 6.
3 З.Я.Корогодский «Возвращение» Спб, 2001,с. 273
Добавить комментарий