Беспятых Юрий Николаевич
доктор исторических наук
К 300-летию фехтования в Петербурге
Cправка об исторической достоверности введения “рапирной науки” в 1715 году по указу Петра I в число учебных дисциплин Об авторе |
Справка
об обучении фехтованию в петербургской Морской академии, основанной в 1715 г.
Морская академия (Академия морской гвардии) была учреждена в Петербурге указом Петра I от 9 сентября 1715 г. и размещена в бывшем доме адмиралтейств-советника А.В. Кикина на будущей Дворцовой набережной.
Привожу полностью этот собственноручный царский указ, определявший предметы обучения (здесь и далее сохраняю орфографию документов. –– Ю.Б.):
«О учении детей изображенным в 10 пунктах разным наукам.
-
Арифметике.
-
Гиаметрии.
-
Фехт или приему ружя. (Здесь и далее выделено мною. –– Ю.Б.)
-
Алтиллерии.
-
Навигации.
-
Фортофикации.
-
Географии.
-
Знание членоф карабелного гола (корпуса. –– Ю.Б.) и такалажи.
-
Рисаваня.
-
На произволение танцам для пустур (осанки. –– Ю.Б.).
Петр»1.
В низу листа:
«Подписано Его Величества рукою 9 дня сентября 1715».
(К 1 октября 1715 г. была составлена подробная инструкция для кадетов Академии, однако предметы обучения в ней не поименованы2.)
Как видим, в документе: либо фехтование, либо ружейные приемы. Однако из несколько более поздних документов неоспоримо следует, что кадетов учили и тому, и другому. Искусство обращения с мушкетом нам здесь неинтересно, а относительно фехтовального назначенный директором Академии выдающийся российский дипломат Андрей Артамонович Матвеев 16 февраля 1716 г. спрашивал у главы военно-морского ведомства генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, заключать ли договор с шпажным мастером на то, чтобы он обучал своей профессии «в год 20 человек кадетов… а они бы потом и иных обучили…», и получил положительный ответ3. Спустя неделю А.А. Матвеев задал тому же адресату очередной вопрос: «По чему дозволять денежного корму на день школьникам… которые ныне в Академии учатся на шпагах?»4. –– Последовал ответ: «…школьникам, которые обучаются на шпагах…», и далее изложены соответствующие на сей счет указания5.
В документе, вышедшем из-под пера очередного директора Академии капитан-поручика Григория Григорьевича Скорнякова-Писарева, датированном январем 1719 г. и адресованном генерал-адмиралу, в связи с нехваткой преподавателей по тем или иным предметам, вновь звучит их перечень: «…Ц[арское] В[еличество] указал по своему, В[еликого] Г[осударя], указу в С.-Петербургской Академии учить недорослей наукам, а именно: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать живописного и воинским обучениям мушкетами и на рапирах, а некоторых и астрономии…»6.
Брауншвейг-люнебургский (ганноверский) дипломат Фридрих Христиан Вебер, в 1714–1719 гг. пребывавший при русском дворе, под 1719 г. отмечал, что в петербургской Морской академии русские юноши «уже четыре года учатся всем наукам, имеющим отношение к навигации, а также языкам, фехтованию и прочим физическим упражнениям, чему под строгим надзором обучают весьма знающие профессора и преподаватели»7.
Как следует из еще одного документа, из-за нехватки преподавателей фехтованию поначалу учили не всех кадетов: «По принятии Академии мною при рапирной науке был один фехтмейстер и обучал только 25 человек, а ныне по именному Ц[арского] В[еличества] указу велено Академии школьников всех обучать на рапирах подённо (ежедневно. –– Ю.Б.), и того ради оный фехтмейстер просит ныне из прежних учеников 3-х человек за подмастерьев быть форфекторами…»8. Иными словами, воспитанников Академии, хорошо постигших фехтовальное искусство, требовалось приставить к обучению этому других.
Наконец, один из важнейших в Петровскую эпоху документов по военно-морской части –– Адмиралтейский регламент 1722 г. –– закрепил уже существовавшую практику: «Во Академии учить наукам, а именно артиллерии, навигации и фортификации, шанцам и ретраншементам, географии и воинским обучениям с мушкетами совершенно. А фортификации и апрошам, также и корабельным членам –– чтоб только знали, что для чего делается, а рисовать и на рапирах –– сколько возможно»9.
Вывод. Цитированные документы позволяют счесть установленным, что фехтование изначально, с основания в 1715 г. петербургской Морской академии входило в курс обучения.
21 июня 2014 г.
Доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник
Санкт-Петербургского Института истории РАН
Ю.Н. Беспятых.
1 Научно-исторический архив Санкт-Петербургского Института истории РАН. Ф. 270 (Комиссия по изданию писем и бумаг Петра Великого). Оп. 1. Ед. хр. 79/2. Л. 142. –– Документ факсимильно воспроизведен в кн.: Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852. Между с. 46 и 47. См. об этом также: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1875. С. 599–600.
2 Инструкция Морской академии в Санктпетербурге; 1715 г., октября 1 // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. V: 1713–1719. № 2937. С. 173–176.
3 Вопросные пункты, предложенные графом Матвеевым, с ответами на них графа Апраксина; 1716 г., февраля 16 // Материалы для истории русского флота. СПб., 1866. Ч. III. Отдел II. № 354: Сведения о Навигаторской школе и Морской академии, 1701–1725. Г. С. 333.
4 Вопросные пункты, предложенные графом Матвеевым, с ответами графа Апраксина; 1716 г., февраля 24 // Там же. № 354. Д. С. 333.
5 Там же.
6 Выписка из донесения Скорнякова-Писарева графу Апраксину; 1719 г., января не ранее 11 // Там же. № 354. Ю. С. 346.
7 [Weber F.Ch.] Das Veränderte Russland, in welchem die jetzige Verfassung des geist–und weltlichen Regiment, der Kriegs–Staat zu Lande und zu Wasser, wahre Zustand der russischen Finantzen, die geöffneten Berk–Werk, die eingeführte Academien, Kuenste, Manufacturen, ergangene Verordnungen, Geschaeffte mit denen asiatischen Nachbahren und Vassalen; nebst der allerneuesten Nachricht von diesenVoelkern, die Begebenheiten des Tzarewitzen, und was sich sonst merkwürdiges in Russland zugetragen, nebst verschiedenen andern bissher unbekandten Nachrichten in einem biss 1720. gehenden Journal vorgestellet werden mit einer accuraten Land–Carte und Kupferstichen versehen [Преображенная Россия, в которой будут представлены теперешнее устройство духовного и мирского правления, военные штаты на суше и на воде, истинное состояние русских финансов, открытые рудники, учрежденные академии, художества, мануфактуры, обнародованные повеления, торговля с азиатскими соседями и вассалами; также наиновейшее известие об этих народах, происшествия с царевичем и о том, что еще примечательного случилось в России, а также разные другие доселе неизвестные сведения в веденном до 1720 года журнале, снабженном точной ландкартой и гравюрами (нем.)]. Franckfurt, 1721. [Theil 1.] S. 221–222.
8 Письмо Скорнякова-Писарева к графу Апраксину; 1720 г., марта 24 // Материалы для истории русского флота. Ч. III. Отдел II. № 354. г. С. 351.
9 О Академии и каким наукам во оной учить // Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента Морского; 1722 г., апреля 5 // Полное собрание законов Российской империи… СПб., 1830. Т. VI: 1720–1722. № 3937. Ч. I. Гл. I. Артикул 59. С. 535.
доктор исторических наук;
ведущий научный сотрудник Отдела источниковедения СПбИИ РАН;
член Союза писателей Санкт-Петербурга;
Лауреат Анциферовской премии 1998 года за лучший научный труд о Петербурге (Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. — СПб.: Русско-Балтийский информ. Центр БЛИЦ, 1997. — 494 с.);
автор свыше полутора сотен научных работ;
основные направления научных интересов: отечественная история XVIII в., российско-западноевропейские связи, источниковедение, переводы и публикации иностранных сочинений о России.
Hermitage Line о книге Ю.Н. Беспятых «Наводнения в Петербурге Петра I»
(Беспятых Ю. Наводнения в Петербурге Петра I. СПб. Историческая иллюстрация 2013г.)
Очень познавательно. Спасибо автору. Интересно было бы еще обратить внимание когда все-таки фехтование мы стали называть “фехтованием”. Из приведенных документов и из ранее известного видно, что 1715 – встречается “фех(к)т” как русское произношение немецкого fechten, в 1719 – уже “фехтование”.
Если бы Юрий Николаевич помог и в этом вопросе, фехтовальное благородное общество было бы ему весьма благодарно за это.
Игорь, мне кажется, что в круг интересов Беспятых Ю.Н. этот вопрос не входит, если Вы посмотрите его изданные книги и труды по истории. Может быть стоит обратиться филологам?
Дорогая Алина, любой историк он еще немного и филолог. :)Хотя здесь больше вопрос к этимологии слова. Но моя просьба была еще проще. На основе уже полученных Юрием Николаевичем фактов определить когда слово “фехтование” вошло в русский обиход достаточно прочно. Но если мою просьбу сложно передать Юрию Николаевичу, то я думаю найдем возможность справиться и собственными силами. Спасибо.
Интересно, спасибо. Ищу информацию о тренере моего отца по фехтованию . Отец тренировался в эвакуации в Казани во время войны. После войны успешно продолжал в Ленинградском Университете. Тренер, по словам отца, Ваш Юлий Адамович, был венгром или австрийцем. Отец его называет чемпионом Мира или Европы (от России?) примерно 1912 года.По какому виду фехтования не ясно. Данных о дореволюционных соревнованиях пока не нашла. По Википедии первый турнир прошел в Париже в 1921, считался Европейским, с 1937 присвоен статус чемпионата мира. Буду признательна за любую информацию.
Ирина, если узнаем что-нибудь, то сообщим.Мы встречаемся с фехтовальщиками старшего поколения и узнаем их истории – как они тренировались, чему учились.
Вы, пожалуйста, воспоминания Вашего отца тоже запишите, если есть возможность.