ФЕХТОВАНИЕ: ИСТОРИЯ, ЛЕГЕНДЫ, ФАКТЫ
Чемпион Жданович Виктор Францевич
Словарь Брокгауз и Эфрон,1902
Art de l’escrime. ДОМЕНИКО АНДЖЕЛО
Бабенко Олег Борисович “Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве
Справочные сведения
Словарь Брокгауз и Эфрон,1902
Фехтование (нем. Fechtkunst, франц. escrime, от итал. schermire, защищаться) – искусство действовать холодным оружием.Фехтование как искусство впервые появилось у римлян.Первым известным учителем фехтования был консул Рутилий (за 105 лет до Р.Х.)Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, приказал научить фехтованию своих милиционеров и сам выработал правила фехтования.Рапира – главное фехтовальное оружие, была изобретена при Нероне.
Дальнейшему распространению фехтовального искусства служили в средние века рыцарские турниры.До конца 15 столетия оно преподавалось только практически, и никаких письменных правил для него не было; первые такие правила были составлены в 1474 году Жаком Понцом и Петром Торресом, затем руководства стали весьма многочисленны, потому что фехтование на шпагах было обязательным в итальянских университетах; из них оно было перенесено студентами в Германию и Францию.В Россию фехтование перешло с Запада вместе с иноземным строем и было первоначально только одним из воинских упражнений.Сначала все фехтовальные учителя были иностранцы; только с самого конца 18 столетия преподавателем фехтования почти во всех учебных заведениях Петербурга стал знаменитый впоследствии И.Е. Сивербрик.Фехтование имеет значение хорошего гимнастического упражнения, которое, развивая физически, вырабатывает смелость, решимость, находчивость и презрение к физической боли.В основу обучения кладется правильное положение корпуса (стойка) и умение держать оружие. Затем усваиваются предварительные приемы: удары (нападения, штоссы) и защиты ( парады, отбои). Обыкновенные парады больше всего развивают кисть руки, мягкость и подвижность которой необходимое условие фехтования.После усвоения подготовительных приемов переходят к бою между двумя ( а две стороны), по командам, а затем и к вольному бою (ассо).
Art de l’escrime. ДОМЕНИКО АНДЖЕЛО.
В 1763 году Доменико Анджело (1717-1802) опубликовал блестящую работу “L’Ecole des Armes, avec l’explication generale des principales attitudes et positions concernant l’Escrime” (Школа фехтования, с пояснением основных действий и позиций, свойственных Искусству, пер. по изд. 1787 г.) Этот альбом стал своего рода бестселлером XVIII века. В течение последующих 50 лет он много раз переиздавался и был переведен на разные языки. Великолепные гравюры альбома стали примером для бесчисленных подражаний.Первоначально альбом состоял из 47 гравюр без текста. Впоследствии его содержание дополнилось описанием на английском и французском языках. 47 рисунков были выполнены по заказу Анджело, художником Джеймсом Гвинном. Моделями для рисунков стали сам Доменико Анджело, Лорд Пемброк и Шевалье д’Эон. Доменико Анджело родился в Италии, и в 1753 году переехал в Лондон, где в последствии основал собственную школу фехтования и стал родоначальником династии знаменитых мастеров шпаги. В конце XVIII века все гравюры и французский текст были включены в том “Art de l’escrime” Энциклопедии Дидро и д’Аламбера.
Бабенко Олег Борисович “Разящие клинки”. Из истории фехтования в городе на Неве.
Издана на средства автора, Санкт-Петербург, 1996 год.Тираж 100 экз.
Петербург по праву считается колыбелью отечественного фехтования.(отрывки из книги )
В военных учебных заведениях, учрежденных по указу Петра 1, наряду с другими предметами изучали и «рапирную науку». Впервые в истории России фехтование как учебный предмет было введено в Москве в 1701 году в школе Математических и Навигацких наук. В 1715 году навигаторские классы школы перевели в Петербург и реорганизовали в Академию морской гвардии.Открытие первого в стране Кадетского корпуса состоялось 17 февраля 1732 года.В указе «О записи дворян в Кадетский корпус» говорилось о необходимости обучать кадет «…шпажному действу, на лошадях ездить, истории».С 1737 года для кадет два раза в год «15 марта» и «15 сентября» начали проводиться испытания (пять экзаменов), на которых экзаменуемые кадеты выполняли следующие действия: приветствие, принятие боевой стойки, различное передвижениешагами, позиции, выпады и вольты (уклонения). Подобное индивидуальное выступление называлось «малым салютом».Опытные фехтовальщики в паре показывали «большой салют». Это показательные упражнения уже в форме боевых действий: упражнения с нанесением укола прямо, с переводом или переносом оружия, различные защиты от них оружием, или наклоном корпусаобороняющегося в сторону или назад. В семидесятых годах 19 века петербургский врач-анатом и педагог П. Ф. .Лесгафт создал научно-обоснованную систему физического воспитания,опиравшуюся на учение И. М. Сеченова.В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста Лесгафт наряду с другими видами спорта писал и о фехтовании. Он считал фехтование одним из видов физических упражнений, чрезвычайно способствующих развитию органов равновесия и общей координации движений у занимающихся.Развитие спортивного фехтования связано с введением во Франции в 1776 году защитной маски, устранившей возможность ранения лица занимающихся им.На первых состязаниях в Петербурге фехтовальщики в начале показывали «малый и большие салюты», а потом проводили ассо – вольные бои, пользовавшиеся большим успехом у любителей фехтования и собиравшими много зрителей. Ассо проводились на эспадронах,саблях и рапирах на 3 укола.Впервые в России официальные, утвержденные императором Александром II правила соревнований по фехтованию для офицеров гвардии вышли в апреле1860 г.Интересным требованием правил была обязанность каждого фехтовальщика в ходе боя громким возгласом «туше» сообщать о полученном уколе (ударе). Это правило подчеркивало рыцарскую,благородную сторону фехтования.Гимнастическим упражнениям и фехтованию начальство Царскосельского лицея придавало большое значение в учебном процессе. До нас дошлоСвидетельство Пушкина об окончании Лицея: « …Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучения в сем заведении и оказал успехи:…., в Российской и Французской словесности итакже в Фехтовании превосходные,..». После окончания Лицея Пушкин брал уроки у известного фехтмейстера Огюстена Гризье.Всероссийские любительские чемпионаты по фехтованию вдореволюционной России проводились только в нашем городе, выпускники созданной в начале 20 века Главной гимнастическо-фехтовальной школы (ГГФШ) стали преподавателями фехтования вармии и во многих городах России.Первыми чемпионами страны в большинстве видов оружия в личном и командном зачетах стали представители сборной команды Ленинграда.В городе на Невебыли организованы и первые в стране детские спортивные школы по фехтованию.Первым Советским Олимпийским чемпионом по фехтованию в 1960 году стал ленинградский рапирист ВикторЖданович.
Другие источники:
С начала XVIII в. “рапирная наука” становится обязательным предметом в военных учебных заведениях.Преподавали фехтование иностранные специалисты.Учащиеся, имевшие по этой дисциплине отличные оценки, получали дополнительное жалованье. Для дворян совершенство в “шпажной битве” считалось обязательным.Постепенно всебольшее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 состоялись первые в России соревнования.В 1816 в Санкт-Петербурге открывается первая фехтовальная школа, где готовили учителей иинструкторов.Основоположниками российской школы фехтования стали И.Сивербрик (автор “Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах) и А.Соколов (автор “Начертания правилфехтовального искусства”).В 1855 в Петербурге открывается Фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса, ставший первым в истории отечественного фехтованияобществом, которое имело официальный устав. Именно там в 1860 прошли и первые в России официальные соревнования по фехтованию (среди офицеров) на рапире, эспадроне и винтовкесэластичным штыком.Во второй половине XIX в. вводится обучение фехтованию в гимназиях и университетах. В Москве, Петербурге и других городах открываются частные фехтовальныекурсы, классы и залы.
Добавить комментарий