ПУБЛИКАЦИИ И ОТЗЫВЫ
о шестом празднике День Фехтовальщика
23 мая 2010
КТО К НАМ С МЕЧОМ – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ.
Санкт-Петербургские ведомости.
Выпуск № 091 от 24.05.2010
У Петропавловской крепости прошел VI День фехтовальщика
По одну сторону мостика возлежали полуголые граждане, загорали; по другую – граждане ходили в пышных средневековых костюмах и иногда без видимых причин начинали размахивать шпагами. Периодически полуголые граждане плавно перетекали на другую сторону – поглазеть.
Вот вам тенденция. В прежние Дни фехтовальщика самой частой картиной была такая: дерутся друг с другом мушкетеры и гвардейцы или какие другие миролюбивые товарищи и обычно из-за какой-нибудь дамы, которая для порядку ойкает, но на самом деле довольная, как на именинах. В последнее время (и в этот ДФ особенно) женщины все чаще предстают не кисейными барышнями, а в ботфортах, со шляпами, при оружии и нередко сами нападают на мужчин (тоже в ботфортах и при оружии). Я уже не говорю о том, что теперь и девочки изящно дерутся с девочками.
– Выходит, никакого шовинизма, – комментировал Владимир Шинкарев, замечательный художник и автор термина «митьки». Владимир не фехтует («Увы, я не приспособлен технически»), однако раз за разом выступает спонсором этого мероприятия («Я любуюсь»).
Еще тенденция: год от года все больше «восточников» – мастеров поорудовать самурайскими мечами. Так что обывательское сознание вмещает в себя уже не только мужчину в широкополой шляпе, со шпагой и неизменным теплым приветствием: «Эге-гей, канальи!», но и мужчину в кимоно и при мече. И не только мужчин, но и женщин.
Теперь сознание вмещает еще и саберфайтеров. Привет «Звездным войнам». По-хорошему на битву петербургских джедаев (как и тех, которые «в далекой-далекой галактике») нужно смотреть в потемках, потому что дерутся они светящимися палками (саберами – что-то вроде милицейской дубинки-«гуманизатора», но гораздо больших размеров).
Ведущие праздника, что характерно, были не какие-нибудь шевалье-мастера, а как бы профессор и как бы доцент, ничего в фехтовании не смыслящие, что, безусловно, роднило их с публикой. Публике, получается, только в шестой раз (шестой год подряд) объясняют, что это только кажется, будто убрать меч в ножны не глядя – раз плюнуть (ага, попробуйте); и только кажется, что поставленная фехтовальная сценка – это легко по сравнению с настоящим боем (не ранить противника при фехтовании понарошку, видимо, сложнее, чем убить).
…По правде, нет такого праздника – День фехтовальщика. Если, конечно, считать за праздник исключительно то, что внесено властями в «даты» и «дни». Чистейшей воды инициатива снизу. И никакого стремления что-то продать (это вам не какой-нибудь продовольственный фестиваль). Оргкомитет праздника – Санкт-Петербургский фехтовальный клуб – тоже родился не из-за денег, а по любви: в первый понедельник апреля, в годовщину того самого дня, когда в Менг въехал юный гасконец на сильно пожилой лошади.
Как говорит Алина Тулякова, автор идеи праздника и создатель фехтовального клуба, количество участников год от года прибывает. Клуб давно выходил на власти – предлагал закрепить ДФ как официальный городской праздник. Потенциал, действительно, мощный: праздника такого нет нигде, даже в Москве (к нам из столицы на День фехтовальщика приезжают); в Петербурге с XVIII века фехтование бойко развивалось – это была столица в том числе и фехтовальной культуры России. В конце концов для привлечения туристов…
Но с этим своим предложением фехтовальщики в цель пока не попали.
Добавить комментарий